Резолюция Генассамблеи ООН: зеркальный ответ и риски…

Генеральная Ассамблея ООН на 73-й сессии в двенадцатый раз подряд приняла резолюцию, подброшенную Грузией, которая признает «право» всех «беженцев» и вынужденно перемещенных лиц на возвращение в Абхазию и Южную Осетию.

История
Резолюцию о грузинских беженцах, теряющая силу ООН начала принимать после грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 г. Удивительно, что независимая комиссия Евросоюза признала зачинщиком войны 2008 года Грузию, однако обвинения выдвигаются против России, Абхазии и Южной Осетии. Отметим, резолюции ГА ООН не являются обязательными к исполнению и носят рекомендательный характер. Вместе с тем нельзя не отметить поступательное наращивание усилий грузинской дипломатии, обретающей в стенах ООН большую поддержку.
Напомним, первую резолюцию ООН приняла в 2008 г. до августовской агрессии против РЮО и касалась только «беженцев» из Абхазии. Документ поддержали всего 14 стран, 11 государств против, а 105 воздержались.
С 2009 г. резолюция начала охватывать Абхазию и Южную Осетию, и набрала 48 сочувствующих, против 19 и воздержались 78. В 2010 г. сторонников резолюции было 50, а 17 выступили против, 86 воздержались.
В 2011 г. 57 стран поддержали Грузию, 13 выступили против, 74 воздержались. В 2012 году количество сторонников Грузии выросло до 60. Против – 15 государств, а 82 страны воздержались.
2013 год. Документ поддержали 62 государства. Против – 16 стран, 84 государства воздержались. В 2014 г. году за резолюцию проголосовало 69 стран, 13 стран выступили против и 79 воздержались.
В 2015 г. за резолюцию выступили 75 стран, против 16, воздержались – 78. В 2016 г. документ поддержали 76 стран, против 15, воздержались – 64. В 2017 г. за Грузию впряглись 80 государств, 14 против, 61 воздержалась. В 2018 г. за резолюцию аж 81 государство, против 16 стран, а 62 воздержались.
2019 год. Предложенную Грузией резолюцию поддержали 79 страны (на два меньше) при 15 против, 57 воздержались. Против проголосовали Беларусь, Бурунди, Коморские Острова, Куба, КНДР, Лаос, Мьянма, Науру, Никарагуа, Россия, Судан, Сирия, Венесуэла, Вьетнам и Зимбабве.
Реакция России и подножка Армении
Россия выступила против документа, заявив: «обсуждение этого вопроса Генассамблеей ООН было бы оправдано, если бы в дискуссиях участвовали представители Абхазии и Южной Осетии».
Зампостпреда РФ в ООН Геннадий Кузьмин высказал сожаление в связи с тем, что «грузинская дипломатия и группа постоянно поддерживающих стран носят этот текст из года в год, нанося ущерб практическим шагам для решения гуманитарных проблем. Резолюция серьезно подрывает Женевские дискуссии и является сугубо политизированным документом, украшенным высокой гуманитарной риторикой. Наивно думать, что проект посвящен заботе о беженцах и вынужденных переселенцах. Его задача – не допустить нормализацию ситуации в регионе».
Удивила Армения, которая всегда выступала против резолюции, а в этом году ВПЕРВЫЕ воздержалась. Новое правительство объяснило это принципом совмещения внешней политики по России и Грузии. «Мы будем руководствоваться сочетанием двух важнейших направлений внешней политики при выстраивании отношений с двумя важными, дружественными странами», – отметил глава МИД Мнацаканян. Отметим, ранее Грузия всегда голосовала за резолюции против Армении на стороне Азербай-джана.
Грузия снова выступила с бравурными заявлениями о победе грузинской дипломатии. Но бравировать, право, не стоит, ведь резолюции носят рекомендательный характер. Почему-то Израилю позволительно вытирать ноги о резолюции ГА ООН против оккупации Голанских высот, по агрессивным действиям в секторе Газа, непризнанию ООН столицей Израиля Иерусалима, запрету строительства поселений на палестинских территориях. С 1992 г. ГА ООН принимает резолюции о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады Кубы Вашингтоном. В 2016 г. резолюция собрала рекордное количество государств-сторонников – 191. Противников не нашлось! Но США продолжают блокаду Кубы.
В этой ситуации России, Абхазии и Южной Осетии не следует остро воспринимать филькины грамоты ООН, относясь к ним зеркально. Вместе с тем, нельзя не признать настырности грузинской дипломатии, ежегодно добивающейся расширения количества сторонников. В этом году соавторами резолюции являются 45 государств мира, чего не было ранее.
К сожалению, внешнеполитический успех Грузии очевиден. Утверждать обратное нет смысла. Ведь в 2008 г. Грузия начинала последовательный путь с 14 государств, поддержавших резолюцию, и дошла до 81 в 2018 г. А количество противников резолюции никогда не превысило 20. Снижается количество воздержавшихся. 57 воздержавшиеся страны в 2019 г. – самый низкий показатель. Традиционно на стороне Южной Осетии и Абхазии – Россия, Беларусь, Сирия, КНДР, Вьетнам, Венесуэла, Никарагуа, Куба, Лаос. Из этого списка впервые выпала Армения. Другие государства попеременно поддерживают резолюцию, высказываются против или воздерживаются.
Серьезная международная поддержка Грузии должна стать импульсом для Южной Осетии к внешнеполитическим усилиям. Но раз ГА ООН выражает обеспокоенность конфликтами на Кавказе, то нелишне напомнить ООН о резолюции «Об агрессии» от 14 декабря 1974 г., в которой ГА подтверждает обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость.
В Грузии жалуются, что на Женевских переговорах Южная Осетия и Абхазия отказываются от обсуждения вопросов беженцев. Если Южную Осетию и Абхазию лишают законного права быть выслушанными, они оставляют за собой адекватное право блокировать обсуждение вопроса, рассматриваемого без их участия. Еще Фемистокл говорил: «Бей, но выслушай». И если ООН преследует цель равенства народов, то этот принцип реализуем в контексте безопасности и стабильности на Кавказе. И действительной реализацией равенства станет приглашение представителей Южной Осетии и Абхазии на Генеральную Ассамб-лею ООН, чтобы, как говорится, Audiatur et altera pars – «Да будет выслушана и другая сторона».
Любое урегулирование конфликта немыслимо без участия всех заинтересованных сторон, и ООН обязано предоставить Южной Осетии и Абхазии право голоса, что повлияет на динамику роста противников прогрузинских резолюций. Иначе ООН рискует заслужить хлесткие оценки, которые давала Советская власть и Владимир Ленин Лиге Наций, предшественнице ООН, и выполнявшей те же задачи: «Пресловутый союз – Лига, оказался пуфом. Лига эта не будет способна выполнить то, что провозглашалось в ее Уставе и она пропитана вся насквозь отсутствием чего-либо похожего на реальное установление равноправия наций, на реальные шансы сожительства между ними»…
Угрозы и риски
Вместе с тем, Южной Осетии не следует форсировать вопрос своего участия (если таковое станет возможным, учитывая необъективность ООН) в рамках Генассамблеи по вопросу т.н. грузинских беженцев.
Во-первых, грузинское население Южной Осетии добровольно покинуло территорию республики. Нет фото и видео-материалов изгнания грузин из РЮО. И тем более, не было геноцида грузин. Напомним, в разных районах Южной Осетии, и в Цхинвале, до сих пор проживает грузинское население, не испытывающее никакой дискриминации по национальному признаку.
Во-вторых, не дана правовая оценка изгнанию свыше 100 тысяч осетин из Грузии, проживавших вне Южной Осетии. Хотя в 1998 г. на встрече в Боржоми (Грузия) глава миссии ОБСЕ в Грузии в докладе признал, из Карельского и Боржомского районов Грузии осетины изгнаны только по этническому признаку и осетинские села в Грузии полностью опустошены!
В-третьих, в случае допуска Южной Осетии к работе по беженцам в рамках ООН и даже при согласии Грузии, нас ожидают серьезные риски. Хочется предостеречь часть нашей общественности от шапкозакидательских настроений, так как мы можем получить угрозы, в случае возможного признания суверенитета Южной Осетии Грузией. В социальных сетях часты утверждения, что признание Грузией приведет к ренессансу грузино-югоосетинских отношений и возвращению «дружбы народов».
Грузия на протяжении нескольких веков осуществляет политику по выдавливанию и дискриминации осетин. Грузия – вековой враг Южной Осетии. И пример Германии, которая после ВОВ восстановила отношения с СССР, неуместен. После Второй мировой войны Германия провела колоссальную работу по переосмыслению истории и отношения к другим государствам и начала избавляться от нацизма.
ФРГ поделили на четыре «оккупационные» зоны и начался долгий процесс денацификации Германии, очищения от нацизма, теории превосходства над другими народами, национальной исключительности и богоизбранности. Германия с лихвой заплатила за преступления против человечности и германцы очистились от идеологии расового превосходства и национализма. Как заявила Алейда Ассманн, исследователь культурного аспекта памяти из Университета Констанца: «Признать национальную вину вовсе не означает, как боятся многие, запятнать образ нации. Напротив, у нации появляется возможность внести изменения в самоидентификацию: категорически отмежеваться от преступлений, которые имеются в ее истории, и громко заявить о ценностях гражданского общества”. Только после такого пути можно и разговаривать с Грузией.
Грузия никогда не оставит попыток влияния на Южную Осетию и в случае признания суверенитета РЮО, через международные организации будет добиваться возвращения «беженцев». Если суверенитет Южной Осетии признают ведущие государства планеты и она станет членом ОБСЕ, ООН и международных организаций, нас заставят подписать ряд основополагающих документов в области прав человека. Неминуемо встанет вопрос возвращения беженцев с обеих сторон. Грузия в лучших традициях национального «гостеприимства» даст гарантии осетинам-беженцам на возвращение, будет принята вся законодательная база.
Ясно, вернется лишь несколько десятков семей осетин. Никакой трезвомыслящий осетин не вернется из Южной Осетии или России в Грузию. Грузия гарантии даст, но насильно вернуть беженцев нельзя. Ведь в Конвенции о статусе беженцев (международный договор, вступивший в силу 22 апреля 1954 г.) говорится о принципе невысылки, т.е. любое лицо, ищущее убежища, не может быть насильно возвращено в государство.
Тем не менее, правовые, экономические и имущественные гарантии Грузия предоставит и международное сообщество оценит шаг грузинской стороны. В этом случае перед Южной Осетией поставят аналогичный вопрос возвращения беженцев. Нет сомнений, десятки тысяч грузинских «беженцев» и приписанные дети-«сироты», захотят вернуться в Южную Осетию. Своеобразный «обмен» беженцами не отвечает интересам Южной Осетии…
Как Грузия признает исключительно теоретическую ответственность за изгнание осетин из Грузии, за несколько агрессий против Южной Осетии и геноцид осетин, так Южная Осетия вправе чувствовать теоретическую ответственность (если она вообще существует) к грузинским «беженцам».
Как некогда сказал глава МИД Египта о резолюции по ближневосточному урегулированию: “Никто не может говорить о резолюциях Генассамблеи, как об обязательных для исполнения решениях. Хартия ООН и Объединенные Нации, не затрещат по швам, не развалятся, если одна или несколько резолюций Генассамблеи не будут приведены в действие”.
Так что, ничего не случится, если мы откажемся выполнять резолюцию. Да и пусть лучше трещит по швам забюрократизированная и недееспособная ООН, – отказывавшаяся 8 августа 2008 г. созывать заседание Совбеза и не видевшая ничего трагического в нападении грузинских войск на Южную Осетию – чем мы нанесем ущерб национальным интересам.
Александр КЕЛЕХСАЕВ