Значение миротворческой операции в жизни осетинского народа трудно переоценить

Уважаемые воины-миротворцы, командиры, ветераны!
Дорогие соотечественники!
Поздравляю вас с 30-й годовщиной ввода Смешанных сил по поддержанию мира в зону грузино-осетинского конфликта.
Сегодня Республика Южная Осетия торжественно отмечает знаменательную историческую дату. В этот июльский день жители Южной Осетии воздают дань уважения миротворцам, всем тем, кто с честью нес нелегкую службу по защите мира и спокойствия в республике. Это событие стало судьбоносным в нашей новейшей военно-политической истории.
Значение миротворческой операции в жизни осетинского народа трудно переоценить. Кровопролитие удалось остановить только благодаря миротворческим силам Российской Федерации, появление которых на юго-осетинской земле ознаменовало собой установление мира.
Для народа Осетии миротворческие силы Российской Федерации по праву являются символом стабильности, безопасности и защищённости.
Выражаю слова глубокой признательности воинам-миротвор-цам, принявшим участие в установлении и поддержании мира на земле Южной Осетии. Желаю крепкого здоровья и благополучия.

Миротворческая миссия России продолжается

В этом году, 14 июля, Южная Осетия и Россия отмечают 30-летнюю годовщину памятного события, навсегда вошедшего в хроники новейшей истории республики. Ровно 30 лет назад в Южную Осетию были введены трехсторонние Смешанные силы по поддержанию мира, которые остановили геноцид осетинского народа и дали Республике 12 лет мирного существования.

Этому событию предшествовали три года военной агрессии, развязанной властями Грузии против молодой Республики. Эстафету провинциального фашиста Звиада Гамсахурдиа по этническим чисткам против осетин успешно продолжал именитый «демократ» Эдуард Шеварднадзе, который позже охотно обвинял Саакашвили в авантюре, забывая о своей личной ответственности за преступления в Южной Осетии и Абхазии. Более того, при нем Грузия получила в свое распоряжение часть арсеналов бывшего Закавказского военного округа, включая бронетехнику, артиллерию и системы залпового огня, которые сразу же нашли свое применение в боях против Южной Осетии, а затем и Абхазии.
Наиболее массированные попытки штурма столицы Южной Осетии стали предприниматься с апреля 1992 года, после вывода из республики батальона внутренних войск России. Крайне критическая ситуация для защитников города и остававшихся в нем мирных жителей сложилась после захвата господствующих высот над Цхинвалом, позволившего грузинским войскам начать расстрел города из ракетных установок и тяжелой артиллерии. Варварские круглосуточные артудары параллельно со снайперским огнем привели к многочисленным жертвам среди мирного населения.
Народ Южной Осетии истекал кровью в отчаянной борьбе за свою свободу и физическое существование, с января 1991-го по июль 1992-го потеряв более тысячи человек убитыми. От 117 осетинских сел остались только пепелища. Большие разрушения были в городе Цхинвале и других населенных пунктах Республики. Грузинские агрессоры, осуществляя очередной геноцид Южной Осетии, совершили чудовищные преступления. В летописи геноцида навсегда останутся Зарская и Ередская трагедии, массовые убий-ства мирных жителей по этническому признаку и другие зверства. Как и сегодня на Украине, многочисленные факты преступлений против мирного населения умалчивались западными странами, международные правозащитные организации безучастно взирали на расправу новоявленной грузинской «демократии» над мирным населением Южной Осетии.
Однако, несмотря на потери и колоссальное превосходство в силах и технике со стороны грузинской армии, югоосетинским силам самообороны удалось отстоять столицу Республики и основные населенные пункты. Неприкрытый геноцид осетинского народа вызвал возмущение общественности Российской Федерации. Особо следует отметить роль Северной Осетии, которая требовала от тогдашнего руководства России во главе с Борисом Ельциным вмешательства в сложившуюся ситуацию. Не оставались безучастными и патриотические силы в самой России, в том числе в российском парламенте, также пытавшиеся повлиять на ситуацию. В первой половине июня 1992 года комиссия Верховного Совета РФ после изучения ситуации предложила Совету Безопасности России принять меры по прекращению огня и предупредить Грузию о возможных последствиях. Активную роль в тех процессах сыграл вице-президент РФ Алек-сандр Руцкой, пригрозивший Эдуарду Шеварднадзе бомбардировками грузинских позиций. Все эти факторы повлияли на дальнейший ход событий.
Известные Сочинские соглашения, подписанные 24 июня 1992 года, положили начало процессу мирного урегулирования, став следствием героической борьбы осетинского народа и поддержки со стороны общественности России. Четырехсторонние переговоры между Россией, Грузией, Северной и Южной Осетией в Сочи с участием Бориса Ельцина, Эдуарда Шеварднадзе, Ахсарбека Галазова и Тореза Кулумбегова завершились подписанием Соглашения о прекращении огня и вводе в Южную Осетию трехсторонних миротворческих сил. Однако несмотря на подписанное 24 июня Соглашение, грузинские войска продолжали боевые действия против Южной Осетии, вплоть до самого ввода миротворческих сил 14 июля 1992 года.

Миротворческая операция в зоне грузино-осетинского конфликта, согласно классификации ООН, началась с третьего этапа установления мира, предусматривающего проведение решительных мер при условии соглашения между сторонами о прекращении огня и других враждебных действий, до направления в зону конфликта миротворческих сил. Три мотострелковых батальона миротворцев от каждой из сторон контролировали территорию по фронту до 90 км, в глубину до 40 км. Общая площадь зоны ответственности ССПМ составляла 1736 кв. км, на которой проживало около 100 тысяч человек.
Организацию миротворческой операции российское руководство поручило главе ГКЧС Сергею Кужугетовичу Шойгу, который до этого уже работал в Южной Осетии. Его первая спасательная операция состоялась еще до распада СССР и была связана с ликвидацией последствий землетрясения в Южной Осетии весной 1991 года. Миротворческий контингент вначале назывался Смешанными силами мира и правопорядка (ССМП), однако впоследствии с них были сняты правоохранительные функции и их переименовали в Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ).
Ввод миротворческих сил стал для населения республики настоящим праздником, несмотря на сохраняющуюся опасность от снайперского огня, люди собрались на улицах, встречая с цветами и со слезами радости российских миротворцев. 14 июля стал для Южной Осетии праздничным днем, а в календаре дат появился День миротворца. С тех пор слово миротворец стало для граждан РЮО синонимом таких понятий, как мир и безопасность.
Еще один памятный юбилей
Общественность Южной Осетии, отмечая каждый год очередную годовщину ввода миротворческих сил, зачастую оставляет без внимания другую памятную дату, также непосредственно связанную с Дагомысскими соглашениями. Речь идет о создании многосторонней полноформатной переговорной площадки по урегулированию конфликта в лице Смешанной контрольной комиссии, которая регулировала деятельность Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) и отвечала за проведение переговоров между Грузией и Южной Осетией. Руководили работой СКК сопредседатели от каждой из сторон, первым сопредседателем от российской стороны стал Сергей Шойгу.
В ведении СКК также находились вопросы координации совместной деятельности сторон по стабилизации обстановки, политическому урегулированию конфликта и экономическому восстановлению пострадавших районов, возвращению и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев. Все решения в рамках данного органа принимались по принципу консенсуса. То есть если даже одна сторона не согласна с каким-то решением, то оно не принималось.
СКК изначально состояла из трех частей – российской, северо-осетинской и грузинской. Южная Осетия вначале не была признана стороной в конфликте. Изменения в переговорном формате произошли после 1994 года, после неоднократных требований со стороны республики. В результате Южная Осетия получила международно признанный статус равноправной стороны в переговорном процессе и право непосредственно влиять на принимаемые решения. Таким образом, в Смешанной контрольной комиссии появилось четыре стороны. В работе СКК на регулярной основе получила право участвовать тогда еще СБСЕ, а затем ОБСЕ в качестве участника переговоров.
Также по мере необходимости на заседания СКК и встречи сопредседателей приглашались представители других международных организаций, в частности, УВКБ ООН, Еврокомиссии и др.
Югоосетинской стороной СКК в разные периоды руководили Владислав Габараев, Александр Шавлохов, Леонид Тибилов. С 2001 года и вплоть до завершения работы СКК ее сопредседателем от югоосетинской стороны был министр по особым делам РЮО Борис Чочиев.
Работа в формате СКК стала для представителей Южной Осетии хорошей школой дипломатии, полученный опыт позволял им на равных дискутировать с грузинскими и западными дипломатами, среди которых зачастую были достаточно неординарные фигуры, надолго запомнившиеся жителям Южной Осетии. Особенно выделялся грузинский режиссер, ставший одно время госминистром по урегулированию конфликта Георгий Хаиндрава. Эпатируя своих коллег, эксцентричный Хаиндрава мог заявиться на переговоры в домашних шлепанцах и выцветшей футболке или же самолично принимался закапывать лопатой окопы.
Отличительной особенностью тактики югоосетинской стороны была приверженность к неукоснительному соблюдению норм международного права и ранее подписанных соглашений, поэтому в глазах российских и международных представителей позиция Южной Осетии обоснованно выглядела всегда более аргументированной и заслуживающей уважения.
Уникальная операция в РЮО как показатель миротворческого подхода России
Более 10 лет миротворческая операция в Южной Осетии считалась самой успешной среди операций подобного рода, ее в один голос называли уникальной, не имеющей аналогов. В 90-е годы никто не мог предположить, что уникальная миротворческая операция окончится трагедией для самих российских миротворцев. Такая позитивная картина продолжалась вплоть до прихода к власти режима Саакашвили, главной целью которого стало выполнение геополитического заказа по вытеснению России из сферы ее влияния на Кавказе. В сложившейся ситуации российские миротворцы оказались препятствием на пути реализации реваншистских планов грузинской политической элиты и экспансии их западных патронов. В этой связи они первыми попали под удар, пока информационный и дипломатический, а затем и военный.
Тем не менее, свою миссию по защите мирного населения Южной Осетии российские миротворцы выполнили до конца, став примером самоотверженного исполнения своего долга. Как показал последующий ход событий, принципы миротворчества, продемонстрированные Россией в Южной Осетии, продолжают ею успешно реализовываться и после событий 2008 года, закрепляя за РФ статус державы, заинтересованной в сохранении мира и стабильности в зоне своего исторического влияния и не только.
Успешные миротворческие операции в Нагорном Карабахе и в Казахстане, проведенные за последние пару лет, помощь Сирии и Венесуэле, спецоперация по защите населения Донецкой и Луганской народных республик – яркое тому подтверждение.
А. ТЕДЕЕВ