ОБСЕ приняла заведомо неправовую резолюцию против Абхазии и Южной Осетии
Комитет по политическим вопросам и безопасности Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе принял резолюцию, в которой содержится призыв к России отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии.
Автором документа является грузинский депутат София Кацарава. Резолюцию поддержали 50 членов делегаций, пятеро голосовали против, девять воздержались.
В резолюции Россию назвали государством «оккупантом» и обвинили в попытке «фактической аннексии» Абхазии и Южной Осетии. В ОБСЕ считают, что в Абхазии и Южной Осетии фиксируются нарушения прав человека, судебные преследования по политическим мотивам и дискриминация по этническому признаку.
Ожидать другой правовой оценки новых политических реалий от ОБСЕ нельзя. В Южной Осетии прекрасно помнят и «ценят» роль ОБСЕ до событий августа 2008 года, когда эта некогда уважаемая международная организация фактически способствовала агрессии Грузии против Южной Осетии и в принципе ОБСЕ несет прямую ответственность за эскалацию ситуации, которая привела к нападению на Южную Осетию.
В течение длительного времени, с 2004 по 2008 годы Миссия ОБСЕ в Грузии, (в том числе ее офис в Цхинвале) покрывали военные приготовления Грузии. Кроме того, Миссия ОБСЕ в Грузии настаивала на сокращении постов миротворческих сил в зоне грузино-осетинского конфликта. Незадолго до агрессии 2008 года в эфире ГТРК прошел сюжет, где на одной из высот к востоку от Цхинвала, в присутствии представителей командования миротворческого батальона от РСО-Алания, представитель офиса ОБСЕ в Цхинвале (от Венгрии) настаивал на ликвидации поста миротворческих сил, цитата: «я уверен, что здесь будет мир и нет необходимости в наличии военных постов».
Грузия с 2004 года планомерно подтягивала военную инфраструктуру к границам Южной Осетии, подгоняла военную технику, увеличивала количество постов, в целом наращивала военное присутствие близ зоны конфликта, как и в самой зоне. В конечном итоге, усилия ОБСЕ привели к оголению югоосетинских частей зоны конфликта путем ликвидации постов миротворческих сил, чем был нанесен ущерб безопасности Южной Осетии.
Одновременно, замалчивая действия грузинской стороны, нарушавшей Дагомысские соглашения от 1992 года, нормы и положения Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта, ОБСЕ гневно требовала от Южной Осетии принять меры по отводу ее подразделений из зоны конфликта, создав тем самым, удобные для грузинской стороны условия по наступлению и нападению на Южную Осетию.
На неоднократные предупреждения руководства Южной Осетии о неминуемой эскалации в зоне конфликта, ОБСЕ ограничивалась дежурными отговорками, и не считала ситуацию взрывоопасной. В конечном итоге, тенденциозность, замалчивание военных приготовлений Грузии привели к вооруженной агрессии против Южной Осетии.
Поэтому резолюция ОБСЕ была ожидаема. ОБСЕ полностью дискредитировала себя в Южной Осетии и несет правовую ответственность за события 2008 года.
Что же касается резолюции, то, во-первых ОБСЕ фактически признала, что Южная Осетия и Абхазия являются признанными государствами, раз она требует отзыва признания. Во-вторых, де-юре резолюция ОБСЕ является неправовым документом и не имеет юридической силы. Так как согласно Хельсинскому заключительному акту ОБСЕ от 1975 года, «исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие».
Кроме того, согласно этому же акту, государства-участники ОБСЕ подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключения любой формы нарушения этого принципа.
Тем самым, принятая резолюция противоречит Заключительному акту и опосредованно не может рассматриваться как правовой документ, и фактически не имеет юридической силы.
Россия уже отреагировала на казус ОБСЕ. Заместитель главы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров подчеркнул, что Абхазия и Южная Осетия состоялись как суверенные государства, создав все необходимые государственные институты.
«Россия не является оккупантом, она поддерживает независимость Абхазии и Южной Осетии, которые никогда не вернутся в состав Грузии», – заявил депутат Госдумы РФ, глава российской делегации в Парламентской Ассамблее ОБСЕ Петр Толстой в интервью грузинской телекомпании “Рустави-2”.
“Россия не оккупировала ваши территории. Когда ваш так называемый президент Саломе Зурабишвили в социальной сети пишет, что Россия – враг и оккупант, как вы представляете после этого разговор о нормальных отношениях? Абхазия и Южная Осетия никогда не вернутся в состав Грузии. Запомните это хорошо. Они никогда не станут вашими территориями. Россия будет поддерживать их независимость. Передайте это всем, кто на улицах Тбилиси бегает с антироссийскими лозунгами, – Абхазия и Южная Осетия никогда не вернутся в состав Грузии. Этого никогда не произойдет”, – сказал Толстой.