Живопись умерла?..

В конце уходящей недели прошел мастер-класс преподавателя мировой художественной культуры (МХК) Сергиево-Посадского лицея, абсолютного победителя всероссийского конкурса «Учитель года- 2012» Александра Демахина.

В первый день приезда в Цхинвальской школе-интернат состоялась встреча российского гостя с заместителем председателя Правительства Аллой Джиоевой, министром образования и науки Мариной Чибировой, председателем Комитета по молодежной политике, спорту и туризму Сергеем Зассеевым, советником посольства Российской Федерации в Южной Осетии Олегом Логиновым, преподавателями школ республики и другими представителями общественности.

Открыла встречу приветственным словом заместитель директора Института усовершенствования учителей Лиана Газзаева.

Она рассказала о знакомстве с Александром Демахиным и твердом решении пригласить его в Осетию.

Затем в рамках Конференции Александр Демахин провел мастер-класс для югоосетинских коллег на тему: «МХК: от интерпретации к деятельности».

Лучший учитель России-1012 представил вниманию присутствующих и презентацию своей работы «Живопись умерла?». Мастер-класс учителя года было построено как музыкальное произведение, которое содержится в звуковом пространстве около двухсот минут, и представляет собой живое воплощение авторской концепции. В самом тексте Демахин неоднократно указывал на разделы и подразделы формы, в котором в данный момент находился слушатель. Он предложил аудитории пройтись по залам с картинами испанского художника Диего Веласкеса. Творчество этого замечательного художника, доброго и возвышенного по духу, раскрывал в слушателях самые лучшие стороны их души и фантазии, чувство внутренней свободы, сопричастности с миром природы и движением небесных тел, простоты и свежести восприятия. «Поэтому думаю, мастер-класс – та форма работы, которая живо может изменить сознание слушателя. Я за такую форму работы», – подчеркнул Александр Демахин.

И действительно, в данном случае учитель сам регулирует и распределяет различные формы своего труда. Он не обременен повседневными и будничными заботами в связи с подготовкой своих учеников к зачетам и экзаменам; ему не нужно «натаскивать» кого-либо ради чего-либо, – об унизительности такого метода работы можно и не говорить… Да и сама педагогика в условиях мастер-класса поднимается подчас на более высокий творческий уровень. На таких занятиях присутствуют, как правило, многие незнакомые люди; это требует не только предельной собранности и мобилизованности, но и определенного артистизма, если хотите. Поэтому не только форма подачи материала, но и тема, предлагаемая Демахиным, оказалась актуальной.

Общеобразовательная школа – ключевое звено всякого, в том числе и эстетического воспитания. От того, какую сумму знаний и шкалу ценностей воспримет молодой человек в годы начального и среднего образования, в решающей степени зависит его становление как культурного человека, его место в обществе. В современном образовательном пространстве кажется очевидным, что крен общеобразовательной школы в сторону эстетического ощутимый за последние годы, дает во многом даже обратный результат. Характерной чертой школы стала явная недооценка роли художественной и шире – общеэстетической – культуры как одного из компонентов этического базиса человека. Это, естественно, отрицательно сказывается на развитии кругозора. В конечном счете человек, воспитанный на подобных эрзацах, как правило, переносит свою неполноценность и по отношению к труду, к обществу в целом, такой человек не может стать в будущем полноценным работником даже в своей профессиональной сфере, мыслить нестандартно, проявлять фантазию, понимать и вести за собой людей. «Сегодня уроки МХК воспринимаются некоторыми как формальные «часы», а не как нечто важное, увлекательное, обогащающее душу», – подчеркнул А. Демахин.

Алла ГЕРГАУЛОВА