Зарифа Бритаева – режиссер, достойная оваций

18 февраля 1919 г. родилась режиссер, народная артистка РСФСР, лауреат премии К.Хетагурова Зарифа Елбыздыкоевна Бритаева.
Она не умела скрывать неприглядную правду за нарядными словами, а выворачивала ее на десять своих изнанок. В работе бескомпромиссная, в жизни бескорыстная, но всегда человечная.
Ее меткие фразы всегда попадали точно в цель. Она не позволяла себе быть слабой, даже, когда судьба заставляла. Ее жизнь пошла не по тому сценарию, режиссер, не сумевший поставить спектакль собственной жизни. Зарифа Бритаева достойна только оваций. Бурных и продолжительных.

На режиссерский факультет ГИТИСа Зарифа поступила не сразу, лишь со второй попытки, но в этом она видела определенную фатальность. Ведь при таком стечении обстоятельств попала именно на курс знаменитого театрального режиссера и актера Попова Алексея Дмитриевича. Он научил их многому и вдохновлял, как никто другой. Благодаря ему, весь курс был абсолютно увлечен процессом режиссуры. “Это была удача, это была судьба, – говорила Зарифа Елбыздыкоевна. – Судьба, которая всю жизнь мне помогала и сопровождала…”.
По меньшей мере, удивительно слышать такое от человека, которого судьба со всей серьезностью то и дело проверяла на прочность.
Дочь известного осетинского драматурга Елбыздыко Бритаева к искусству приобщалась с детства. Она часто вспоминала, как в детстве ее вместе с другими детьми отправляли в село, там они растягивали простыни и изображали различные сцены. Получалось самое настоящее представление. Иногда они ставили какие-то эпизоды из произведений отца. Быть может, тогда, девочка впервые задумалась, кем хочет стать в будущем. “Мысль быть режиссером мне пришла не рано, – признается она в одном из последних своих интервью. Мне рано пришла мысль быть в театре, в искусстве”.
Первая труппа актеров, которые закончили ГИТИС и приехали в Осетию работать, уговаривали Зарифу выучиться на актрису. Но когда она посмотрела их мастерскую игру, решила, что актриса из нее, наверное, не выйдет, а вот режиссер вполне возможно.
В 1945 году она становится дипломированным специалистом и с головой уходит в работу. Ее постановки “Две сестры”, “Любовь Яровая”, “Чермен”, “Отелло”, “Без вины виноватые”, “Афхардты Хасана” – вошли в историю национального театрального искусства как одни из лучших режиссерских работ.
Сначала режиссер, потом главный режиссер, причем в двух североосетинских драматических театрах – Осетинском и Русском. Затем председатель Северо-Осетинского отделения Всесоюзного театрального объединения. Зарифа Бритаева – народная артистка РСФСР, заслуженный деятель искусств СОАССР и РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, лауреат премии К.Хетагурова. По ее инициативе проводятся всевозможные встречи, конференции, обменные гастроли международного уровня.
В 1980-ом году Зарифу Бритаеву обвинили в хищении социалистической собственности и завели уголовное дело. Знавшие хорошо Бритаеву наотрез отказывались верить, что она виновна в краже громадной по тем временам суммы – 77,1 тыс. рублей. Ей предъявили преступный сговор с ответственным секретарем отделения ВТО, главным бухгалтером и кассиром. Как объясняют современники, в местном театральном объединении документация велась не четко, не правильно оформлялись счета. Довольно часто документы на подпись Бритаевой приносили в самый разгар репетиции, и она, практически не глядя ставила свою подпись.
Интеллигенция встала на защиту талантливой женщины, но последовал приговор: 12 лет лишения свободы.
Не желающие мириться с такой несправедливостью люди писали письма об отмене приговора в президиум Верховного совета СССР, Политбюро ЦК КПСС и лично генеральному секретарю Брежневу. Среди них были народные артисты СССР Михаил Ульянов, Рубен Симонов, Георгий Товстоногов, Василий Лановой, Андрей Попов и другие. Но нашлись и те, кто отвернулся от Бритаевой, испугавшись за свою репутацию и место.
Сама Бритаева обратилась за помощью к Расулу Гамзатову, являвшегося членом Президиума Верховного Совета СССР. Он поддержал ее. Благодаря содействию Гамзатова срок отбывания был сокращен до 4,5 лет.
По злому року, Зарифу посадили именно в ту камеру, где когда-то сидел ее отец. Несмотря на всю чудовищность ситуации, она смогла, она выстояла.
Когда ее освобождали, за ней поехали родственники и друзья, не побоявшиеся гонений со стороны власти. Из воспоминаний искусствоведа Мурата Кумалагова: “Мы смогли приехать ближе к вечеру и спросили Зарифу, сейчас поедем или подождем до утра. Она захотела ехать немедленно. Попросила нас лишь об одном – как только мы въедем на территорию Осетии, дайте знать. В Осетию прибыли в начале пятого утра. Подумали, зачем будить, жалко, пусть спит. Но, проехав буквально сто метров, она вдруг закричала: “Остановите машину!” Выскочила, припала к земле, взяла горсть и, рыдая, спрашивала: “За что ты меня покарала, родная Осетия?”
Те немногие, кто общался с Зарифой в последние годы ее жизни, рассказывают, что она не сломалась. Дочь своего отца, несмотря на пережитое, не стала черствой, не поменялась со временем, не смогли изменить ее и выпавшие испытания. Но если душевная крепость выстояла, то здоровье серьезно пошатнулось. Она была прикована к постели и практически перестала видеть. В августе 2001-го великой женщины не стало.
.
Подготовила М.ГУБИЕВА