Зарифа Бритаева – первая женщина-режиссёр

 

Зарифа Бритаева родилась 18 января 1919 года во Владикавказе. С самого детства девочка приобщалась к искусству. Она родилась в семье первого осетинского драматурга Елбыздыко Бритаева.
Елбыздыко Бритаев — основоположник осетинской драматургии, многогранно талантливый человек, и его имя по праву стоит в одном ряду с именами великих писателей нашего времени. Автор выдающихся драматургических произведений был щедро одарён и талантом публициста, и прозаика. Он внёс неоценимый вклад в становление осетинской литературы и профессионального театра.
Елбыздыко Бритаев был активным общественным деятелем. В годы революции 1905–1907 гг. самодержавие изгнало молодого человека с родных земель и заключило в Назрановскую крепость. По роковому стечению обстоятельств много лет спустя Зарифа окажется в той же камере, что и её отец, — за преступление, которого не совершала.
В семье Елбыздыко Бритаева было четверо детей. На каникулы их часто отправляли в село, где они сооружали импровизированную сцену и устраивали настоящие представления и мини-спектакли, часто ставили отрывки из произведений отца.
В ГИТИС Зарифа поступила со второго раза. Судьба привела её на курс к Алексею Дмитриевичу Попову. Благодаря мастеру весь курс был увлечён режиссурой. Учёбу прервала война. Зарифа Елбыздыкоевна ушла на фронт. Рыла противотанковые траншеи, строила оборонительные сооружения. Впоследствии была награждена медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы» и «За доблестный труд».
В 1944 году Зарифу отозвали в ГИТИС, чтобы окончить учёбу. Заявив о себе дипломным спектаклем на сцене Осетинского театра, выпускница ГИТИСа даже не представляла, что на долгие годы станет здесь главным режиссёром. За 30 лет было много незабываемых встреч со зрителями. Её режиссёрские работы стали одними из лучших в истории театрального искусства Осетии.
В числе её блистательных постановок и четыре шекспировские драмы «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Отелло» и «Двенадцатая ночь». Постановки получили признание шекспироведов России и Англии.
Впоследствии спектакль «Отелло» был поставлен на родине Шекспира — в Лондоне, на осетинском языке. Постановку высоко оценила королева Елизавета II, а Отелло в исполнении Владимира Тхапсаева был признан лучшим в мире.
В те времена, когда она была режиссёром Осетинского театра, на сцене блистала плеяда выдающихся актёров. Это Соломон Таутиев и Серафима Икаева, Орзета Бекузарова и Константин Сланов, Варвара Каргинова и многие другие.
Десять лет своей творческой жизни Зарифа Бритаева отдала Русскому театру.
На сценах Осетинского и Русского театров и сценах соседних республик Зарифа Елбыздыкоевна представила зрителям множество блистательных постановок: «Чермен», «Две сестры», «Перед грозой», «Разлом», «Фатима»… Это лишь малый перечень работ талантливого режиссёра. Она полностью отдавалась театру, оттого и пьесы были проникновенными, не оставляли зрителей равнодушными.
В начале 1980 гг. на Зарифу Бритаеву было заведено уголовное дело в хищении социалистической собственности. Успехи на театральном поприще и активное продвижение по карьерной лестнице были причиной всех бед. Трудно было конкурировать с энергичной и бесконечно талантливой Бритаевой.
По результатам проверки была выявлена недостача в размере более семидесяти тысяч рублей. На основании этого факта и было возбуждено уголовное дело, которое разделило жизнь Зарифы Бритаевой на до и после. На её защиту встали не только республиканские деятели искусства, но и коллеги, друзья из других регионов России. Они писали ходатайства в различные инстанции. Народные артисты СССР — Василий Лановой, Андрей Попов, Михаил Ульянов, Георгий Товстоногов, Рубен Симонов — писали письма лично генеральному секретарю Л. И. Брежневу с прошением об отмене приговора.
За это сфабрикованное преступление Зарифе грозило 12 лет лишения свободы. Тогда она решила обратиться за помощью к Расулу Гамзатову, в то время он являлся членом Президиума Верховного Совета СССР. В письме Зарифа молила о помощи. Просила помочь добиться правды. Ведь основанием для возбуждения уголовного дела послужили лишь показания секретаря-машинистки, но ни один факт обвинения не имел доказательной базы.
Гамзатов поддержал Бритаеву. Благодаря его вмешательству срок сократили до 4,5 лет. «Стыдно должно быть всему осетинскому народу, который позволил посадить такую женщину!» — высказался поэт.
Зарифа Бритаева провела в тюрьме четыре с лишним года. «Ничего хорошего там не было. Хотя ко мне начальство тюрьмы относилось хорошо. Они все спрашивали: «Почему вы здесь находитесь?». Все они не могли понять, почему меня посадили в тюрьму. Это произошло от зависти. От зависти пошло всё».
В день, когда Бритаеву освобождали, за ней приехали друзья. Близкие люди, которые от неё не отреклись и не побоялись гнева со стороны власти.
Она прожила яркую и вместе с тем трагичную жизнь.
Удивительно, что страшные физические и моральные страдания не сломали, не ожесточили ее яркий талант, ее высокий духовный настрой. Однако условия жизни сделали свое дело. В последние годы жизни она оказалась прикованной к постели, полностью ослепла, осталась без средств к существованию. Покинули опального режиссера и многие ее бывшие друзья, что особенно угнетало Зарифу Бритаеву.
Последние годы она провела в нищете, единственным богатством была ее библиотека, а единственным «окном в мир» – старенький радиоприемник. И, конечно же, рядом с ней оставались те единичные люди из всех тех, кому она передала «эстафетную палочку» служения искусству и вместе с уроками высокого творческого профессионализма – заветы духовной стойкости, жизненной мудрости и человечности.
Театральный режиссер Зарифа Бритаева, дочь первого осетинского драматурга Елбыздыко Бритаева, была до глубины души творческой личностью.
Имя ее навечно останется в народной памяти.

К. БАГАЕВА