Заглядывая в прошлое в поисках истины в настоящем

На прошлой неделе в Республиканской национальной библиотеке им. Анахарсиса состоялась научная конференция на тему: «Осетинские традиции и обычаи: прошлое и современность».

В работе конференции приняли участие научные работники Юго-Осетинского научно-исследовательского института, профессор ЮОГУ Гацыр Плиев, представители законодательной и исполнительской ветвей власти, преподаватели и учащиеся средних школ, сотрудники библиотеки и читатели.

Инициаторами проведения конференции выступили Республиканская национальная библиотека и югоосетинское отделение Международного общественного движения «Высший совет осетин».

Работу конференции вступительным словом открыла директор национальной библиотеки Валерия Кокоева, которая поблагодарила участников конференции и всех присутствующих за проявленное внимание, отметив, что в эти дни весь осетинский народ широко отмечает национальные религиозные праздники – дни Уастырджи и Св. Георгия (Джиуаргуыба).

«Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз обсудить актуальные вопросы нашей многовековой культуры. Кто есть эти святые, которым мы поклоняемся сотни лет, откуда берут начало наши национальные традиции и обычаи и как они воспринимаются и влияют на молодое поколение», – отметила В.Кокоева.

Содержательный доклад об особенностях этногенеза осетинского народа, своеобразии исторических судеб предков осетин, восходящих к этно-социальной общности индо-европейского мира, в последующем сложившегося на кавказской почве, подготовила сотрудник национальной библиотеки Зарина Гаглоева.

«Осетиноведение занимает прочное место в кавказоведении и вопросам религиозного мышления придается особое внимание. Каждая историческая эпоха, новые условия жизни нередко порождали и новые верования. Однако старые продолжали успешно сосуществовать вместе с новыми представлениями, сливаясь в сложный клубок идей, взглядов разного исторического происхождения.

Народная религия осетин представляет собой смешение религиозных наслоений, большей частью существующих под христианской оболочкой, образуя своеобразный православно-языческий синкретизм. Сплетение элементов христианства, язычества и ислама было настолько характерной особенностью, что нашло отражение в традициях и обычаях осетинского этноса.

Надо сказать, что отдаленные предки осетин в периоды важных событий в жизни создавали поразительное многообразие духов и святых», – отмечает З.Гаглоева.

Столь сильное укрепление веры среди осетин, по мнению З.Гаглоевой, происходило не только в силу исторических и происходящих социально-экономических процессов, но подкреплялось обстоятельствами природно-географического характера. Величественная и суровая природа горной Осетии, богатая на различные, порой загадочные фенологические явления, подчас была непонятна и недоступна сознанию горца. Это вызывало в людях некую настороженность, тревогу и порождало в сознании жителей высокогорья веру в различных духов, властвующих над горными вершинами.

Со временем все это вместе взятое увязывалось и облачалось в некие религиозные обряды, которые стали играть значительную роль в жизни верующих. Собственно, расположение и последовательность порожденных обрядов, календарных дат строго соответствовало основным этапам производственно-хозяйственного года.

Успешное завершение хозяйственной деятельности, как правило, обязательно отмечалось вознесением молитвы к всевышнему и нередко жертвоприношением.

Праздники, связанные с земледелием и скотоводством, занимали в верованиях народа ведущее место.

Одним из самых любимых и почитаемых религиозных праздников у осетин считался и считается праздник в честь Уастырджи, чаще называемый Джиуаргуыба.

Однако ученые и историки считают, что нельзя отождествлять два этих образа, поскольку Уастырджи – это мифический образ, а Святой Георгий – это реальная личность.

Собственно, этому вопросу на конференции в числе других было уделено приоритетное внимание.

Известный осетинский ученый, профессор ЮОГУ Гацыр Плиев в своем выступлении отметил, что образ Уастырджи часто встречается в устном народном творчестве. «В нашем фольклоре Уастырджи встречается очень часто. У предков осетин он был наиболее любим и почитаем.

В наших легендах отчетливо прослеживается мысль, что осетины почитали Уастырджи больше, чем Бога», – отметил Г.Плиев. Однако ученый также подчеркнул, что покровитель осетин Уастырджи и Св.Георгий не имеют ничего общего и сравнивать их нельзя.

«Еще до появления Святого Георгия нам, осетинам, покровительствовал Уастырджи» – отметил Г.Плиев. – Дни Уастырджи отмечают в ноябре – этот праздник замыкает наши календарные народные праздники до нового года. Сложно сказать, кому поклонялись наши предки аланы, проживая на равнинных территориях, но когда они пришли в горы (это XII-XIII вв.), то Уастырджийы дзуар был для них самым главным».

Старший научный работники ЮОНИИ, кандидат исторических наук Мурат Джиоев выразил слова благодарности организаторам и участникам конференции, отметив: «Это замечательно, что мы говорим об осетинских традициях и обычаях в Дни Уастырджи, которые мы отмечаем в эти дни. Хочу особо сказать о Уастырджи и его отношении к женщине. Принято считать, что Уастырджи покровительствует только мужчинам, а женщинам не подлежит произносить его имя, потому как Он (Уастырджи) благоволит только представителям мужского рода. Это не совсем правильное утверждение. Дело в том, что имя Уастырджи возбраняется всуе произносить и восхвалять его деяния замужней женщине. А вот молодые незамужние девушки вправе обратиться к нему с просьбой и добрым словом, потому как он в полной мере и наравне с мужчинами привечает их и покровительствует им.

Далее хочу отметить, что 28 августа у осетин отмечается Майрæмы Куадзæн, – это знают все и менять эту дату, т.е. день празднования, никак нельзя.

С первого послепраздничного воскресенья следует отсчитать 12 недель, и в первое воскресенье этого срока празднуют Уастырджийы хуыцаубон, или Джиуаргуыбайы Хуыцаубон».

М.Джиоев также отметил, что в древности предки осетин, в частности, сарматы и скифы, поклонялись неизвестному богу, которого греческие историки олицетворяли с богом войны Аресом, а римские – с Марсом. Это древнее божество, по словам докладчика, было изображено в виде старого клинка, который был водружен на специально сооруженной для этого возвышенности.

«В ученой среде есть теория, что имя Уастырджи было увязано со словом «Ахсар», – сказал М.Джиоев. – До наших дней дошло слово æхсаргард – сабля или шашка.

Но известная нам сегодня форма шашки появилась примерно в IX веке, хотя слово Уастырджи возникло у наших предков гораздо раньше. Возможно, это слово связано с тем самым древним божеством, которое позднее трансформировалось в «Уастырджи».

Председатель парламентского Комитета по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ Юрий Габараев говорил о традициях осетинского застолья, выразив недоумение относительно застольных тостов, часто произносимых на поминальных застольях и обращенных к Уастырджи. По его словам, это говорит о глубоком заблуждении наших современников.

Ю.Габараев также коснулся вопросов празднования календарных религиозных дат, которые в разных источниках разнятся, а потому требуют уточнения и упорядочения. По его мнению, вызывают тревогу и имеющие место в нашем обществе призывы к отречению от исконных верований осетин.

Интересный доклад о традиционных обычаях и верованиях осетинского народа сделал младший научный сотрудник ЮОНИИ Ирбег Маргиев.

Конференция завершилась содержательным докладом, с которым обратился к участникам председатель Комитета фамильных ныхасов югоосетинского отделения международного общественного движения «Высший совет осетин» Алвери Кочиев.

На конференции прозвучали и другие выступления и замечания.

Конференция в целом была очень насыщенной и прошла в форме живого диалога, где каждый из присутствующих смог почерпнуть для себя много интересного о верованиях современных осетин, пришедших к нам из глубины веков.

М.Габаев