Южная Осетия и Чечня наращивают контакты

 

Визит официальной делегации Чеченской Республики во главе с министром по национальной политике, внешним связям, печати и информации Ахмедом Дудаевым в Южную Осетию стал очередным шагом в деле укрепления дружественных отношений между Цхинвалом и Грозным. Кроме того, последние контакты Чечни и Южной Осетии являются подтверждением того, что курс руководства РЮО на активизацию сотрудничества с регионами Северного Кавказа планомерно реализуется.
Повышение динамики в отношениях Южной Осетии с Чечней наблюдается последние два года. Серьезный импульс для дальнейшего развития двустороннего взаимодействия был получен после визита делегации РЮО во главе с Президентом Аланом Гаглоевым в Чеченскую Республику в рамках празднования Дней культуры Южной Осетии в Чечне. Переговоры Алана Гаглоева и Рамзана Кадырова позволили наметить приоритетные направления сотрудничества, которые, судя по событиям прошедших выходных, находят свое практическое воплощение.
Учитывая особый статус и авторитет Рамзана Кадырова в Российской Федерации, значительно выросший после начала Специальной военной операции ввиду активного участия главы Чечни в борьбе с киевским неонацистским режимом, дружественные отношения юго-осетинского руководства с ним, подкрепленные продуктивными межведомственными контактами, несомненный и весомый плюс для нашей республики. Плюс не только в виде различных форм практической поддержки, но и в плане роста авторитета Южной Осетии.
В прежний период творческие коллективы Южной Осетии, в первую очередь Юго-Осетинский драмтеатр и государственный ансамбль «Симд», неоднократно принимали участие в различных фестивалях или же гастролях на территории Чечни, всегда встречая теплый радушный прием со стороны чеченского зрителя и официальных структур. Теперь, помимо сферы культуры, стороны приступили к развитию сотрудничества по другим актуальным направлениям. Судя по программе визита чеченской делегации и содержанию прошедших встреч, в ближайшей перспективе акцент будет ставится на вопросах безопасности и информационной политики. Учитывая серьезные наработки обеих республик в отмеченных областях, взаимодействие обещает быть плодотворным и взаимовыгодным.

ВМЕСТЕ ПРОТИВ ОБЩИХ ВЫЗОВОВ

Фактор СВО, в которой более чем действенное участие принимают добровольцы и военнослужащие из Чечни и Южной Осетии, поддерживаемые официальными властями, служит, так сказать, идейной или же идеологической платформой, содействующей упрочению двусторонних связей на базе общих ценностей и подходов.
Предстоящие годы, по всей видимости, будут не менее сложными, чем прошедшее двухлетие с начала Специальной военной операции российских войск на Украине. Большинство экспертов и аналитиков прогнозируют дальнейшее нарастание вызовов, угрожающих стабильности в Кавказском регионе. На этом фоне укрепление дружественных отношений как с Чечней, так и с другими регионами Российской Федерации, помимо существующего формата взаимодействия с руководством РФ, будет иметь для Южной Осетии только положительный эффект. Исходя из этих соображений, власти РЮО выстраивают сотрудничество с Карачаево-Черкессией, Дагестаном, Ставропольским краем, Кабардино-Балкарией, с Республикой Крым, где буквально недавно побывала делегация правительства Южной Осетии, и другими регионами РФ.
В этом аспекте полезным оказалось участие делегации Южной Осетии во главе с Президентом Аланом Гаглоевым в работе Первой Кавказской инвестиционной выставке, прошедшей в начале мая прошлого года в Минеральных водах.
У каждого из субъектов РФ, с которыми власти Южной Осетии налаживают рабочие контакты, есть чему поучиться и есть, что перенять в плане практического опыта и наработок по целому ряду направлений, включая вопросы привлечения инвестиций, а также реализации проектов в сфере сельского хозяйства и агропрома, туризма, культуры, здравоохранения и т.д.
В Ставрополье широко развит агропромышленный комплекс, накоплен опыт подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства. В Карачаево-Черкессии отмечаются неплохие результаты по развитию туризма. Сотрудничество в этой области может оказаться полезным для Южной Осетии, где в свою очередь, намерены активнее развивать местную туриндустрию. В Дагестане за последние годы заметных результатов достигли по части развития горных территорий, туристических зон и агропрома. И если на выстраивание продуктивного экономического сотрудничества с субъектами РФ требуются годы, то проекты по линии молодежи, спорта, науки и культуры реализовывать гораздо проще. Это самое касается и межпарламентских контактов, налаживания взаимодействия между информационными ресурсами.

СПЕЦИФИЧЕСКИЙ БЭКГРАУНД

В новейшей истории Южной Осетии, и прежде всего, в период, предшествующий признанию независимости республики со стороны России, дружественные связи с братскими северокавказскими республиками, а также с другими регионами РФ, занимали особое место. Развивая их Южная Осетия решала несколько актуальных задач, одна из которых была связана с внешней угрозой, вторая – с продвижением позиций республики в Госдуме, Совете Федерации и на уровне федеральных органов власти. Молодому и тогда еще непризнанному государству, отстаивающему свой суверенитет, остро требовались друзья и союзники. В качестве таковых, наряду с Абхазией и Приднестровьем выступили большинство республик Северного Кавказа, регионы, преимущественно населенные казачеством и многие другие субъекты РФ.
До поры до времени данный фактор сдерживал реализацию агрессивных планов Грузии. В Тбилиси извлекли уроки из печального опыта столкновений с северокавказскими добровольцами и казаками во время вторжения в Абхазию и понимали, чем им грозит затяжная военная кампанию против Южной Осетии и Абхазии. В том же 2004 году появление добровольческих отрядов в Южной Осетии в период очередного обострения конфликта, оказало остужающее действие на горячие головы в Тбилиси. Не случайно Саакашвили и его окружение, разрабатывая вместе с западными военными советниками план широкомасштабной агрессии против двух республик, делали ставку на блицкриг. Они рассчитывали захватить территории Южной Осетии и Абхазии до развертывания российских войск и подхода добровольческих отрядов.
После признания независимости Южной Осетии со стороны России и начала восстановительного этапа, активность республики в части развития связей с регионами РФ заметно снизилась. Исключение составляло сотрудничество в сфере культуры, которое продолжало развиваться весьма динамично.
Судя по всему, теперь власти РЮО намерены наверстать упущенное, выстраивая дружественные отношения с учетом современных реалий. И это, безусловно, позитивный факт, поскольку системная активность в поиске новых друзей и партнеров – необходимое условие для укрепления положения республики. Учитывая масштабы Южной Осетии, ограниченность ее ресурсов и логистические проблемы, вызванные сохраняющейся блокадой со стороны Грузии, самоизоляция и пассивность, порожденная зацикленностью на местечковой повестке дня – гарантированный способ завести развитие государственности Южной Осетии в тупик. Тупиковость ситуации, в числе прочих моментов, будет выражаться в снижении устойчивости страны перед лицом целого спектра угроз внешнего и внутреннего характера. Подобных примеров в истории республики было немало.

А. ТЕДЕЕВ