/«Высший Совет Осетин» просит не опошлять национальный праздник

«Высший Совет Осетин» просит не опошлять национальный праздник

Накануне недели Уастырджи общеосетинское движение обратилось ко всем осетинам – не хлебом и пьянством единым…

В преддверии национального праздника Дня Святого Уастырджи председатель общественного движения «Высший Совет Осетин» Руслан Кучиты обратился к осетинскому народу с призывом отметить празднество достойно, а не сводить все к пьянству и обжорству.

Неделя Уастырджи началась с новой недели и по этому поводу Глава Северной Осетии-Алании Вячеслав Битаров издал указ, по которому первый понедельник последней полной недели ноября объявлен праздничным, нерабочим днем. Инициатива объявления этого дня праздничным нерабочим днем принадлежит движению «Высший Совет Осетин».
В этой связи Руслан Кучиты в обращении отмечает, что празднование общенационального события должно проходить не только за столом. И обращение Руслана Кучиты приобретает особую актуальность, так как религиозные праздники стали для нашего народа не способом приобщения к наследию предков, а поводом для жесткого застолья, абсолютно не интересуясь историко-философской сутью праздника. Достаточно спросить среднестатистического молодого человека об истории религиозного праздника или святилища, за которые он с ополоумевшим взглядом стремительно осушает чаши вина, и вы услышите ответ: «Так отмечали праздники наши предки, и так же мы будем их отмечать». Других познаний по истории праздника вы не услышите. Причем утверждается это с такой уверенностью и апломбом, будто с помощью машины времени была возможность оказаться за столом на пиру наших предков, которые, уверен, не стали бы позорить свое величественное застолье приглашением нынешних завсегдатаев религиозных праздников.
«Наши предки вкладывали в него гораздо более глубокое значение, к которому нам нужно возвращаться. Если мы, вознося молитву Уастырджи, просим его о покровительстве нашим младшим, об этих младших мы и сами обязаны думать в день празднования. Они – наши будущие защитники Отечества, великие ученые, музыканты, чемпионы, руководители. Мы обязаны им передавать наши знания, навыки и накапливавшийся веками Фарн народа», – говорится в обращении.
Руслан Кучиты обратился к старшим распорядителям во дворах и сельских улицах, чтобы они приблизили к себе молодое поколение и приобщали их к наследию предков и сделали праздник запоминающимся событием. Глава движения «Высший Совет Осетин» предложил провести спортивные состязания, национальные игры и танцы.
Народ любой страны, уважающий национальные традиции и отмечая религиозные праздники, не ограничивается кулинарной составляющей обеспечения, а дополняет все красочными мероприятиями. Религиозный праздник проходит под патронажем инициативной группы или соответствующего ведомства. Разрабатывается программа праздника. Участники праздника наряжаются в национальные одежды. Если суть праздника позволяет, то играет музыка, организуются танцы, проводятся инсценировки обычаев и традиций древних времен, театрализованные постановки. В целом создается праздник, позволяющий зрителям и туристам очутиться в древней эпохе и почувствовать дух того времени.
В Южной Осетии религиозный праздник (дзуары бон) сводится к банальному пьянству и обжорству. Интересно понаблюдать за людьми накануне праздника, только и слышно разговоров: «идешь на дзуары бон?». Несведущий человек подумает, что речь идет о приобщении к неким таинствам и поклонению святым силам. На деле толпы цхинвальцев, не вникая в суть и историю праздника и не считаясь с тем, приглашали их или нет, мобилизуют все ресурсы, бросают работу и организованно выдвигаются на поклонение Бахусу (Бахус – покровитель виноградников, виноделия и вина в римской мифологии). В конечном итоге все заканчивается дорожно-транспортными происшествиями. На обратном пути захмелевшие водители уверены – святые засчитают им выпитые литры в их честь и обеспечат безопасное движение, невзирая на зашкаливающую стрелку спидометра.
Автор этих строк в начале 2000-х годов был приглашен на религиозный праздник (дзуары бон) в одно из сел Знаурского района. Ожидания и реальность были как небо и земля. Думалось, перед взором предстанет величественная картина церемонии обращения к богу и святым силам в исполнении старцев и взрослых, смирно стоящая молодежь, национальные танцы и спортивные состязания и в завершении – культурное застолье.
…В сельской тиши раздавались пьяные крики и вопли из открытых окон домов, пьяные шатающиеся люди, стрельба во славу святых из автоматического оружия, и кулачные бои у одного из домов. Ни увещевания женщин, ни просьбы взрослых и друзей не действовали на двух молодых ребят, которые как индийские бойцовые петухи наскакивали друг на друга. Увиденное надолго отбило охоту посещать и это село, и праздник…
Вернуть национальным праздникам исконный вид может наша интеллигенция, которая несколько устранилась и не слышно ее осуждения нынешних уродливых форм, которые приобрели религиозные праздники. Да и старшее поколение зачастую подает плохой пример молодежи, прививая ей навыки употребления алкоголя.
Не случайно Руслан Кучиты обращается к старшим, чтобы они приблизили к себе молодых и стали для них примером и приобщали их к наследию предков, а не культивировали пороки, для искоренения которых мы, к сожалению, прилагаем недостаточно усилий. А потом мы удивляемся искореженному сознанию молодежи, у которой перед глазами был пример взрослых… Нынешний задел или без-действие всегда аукнется в будущем. Старшее поколение всегда несет ответственность за молодежь. Научная и творческая интеллигенция должна стать передовым бастионом борьбы с перерождением религиозных праздников в извращенную форму, чтобы вернуть им исконный вид. Религиозные праздники стали отличным способом напиться и предаться чревоугодию.
А ведь испокон веков именно пьянство и чревоугодие считалось позором у нашего народа, как резонно отмечает и Руслан Кучиты. Как тут не вспомнить великого скифа Анахарсиса: «Язык, чрево и похоть обуздывай».
«Дорогие мои! Давайте на этот раз убережем себя от пьянства и обжорства. Они всегда считались большим позором. Возносите молитву Всевышнему и Уастырджи пивом, самым почетным осетинским напитком всех времен, – обращается к нации Руслан Кучиты. – Те, кто пьют спиртное не должны заставлять делать это других, каждый сам решает, что и сколько употреблять. Нельзя напиваться допьяна и позориться в глазах молодых. Они видят всё, и поучительные речи тех, кто сам нарушает æгъдау, у них вызывают неприязнь и отторжение».
Осетинским напитком всех времен и народов действительно было национальное пиво. Однако в последнее время религиозные праздники стали выставкой всевозможных алкогольных напитков, которые доставляются на празднества не красоты и антуража ради. В конечном итоге, как отмечалось выше, все заканчивается авариями со смертельными исходами или жестким выяснением отношений из-за пустяков на хмельную голову.
«Никакие обстоятельства не должны заставлять нас подвергать опасности свою жизнь и жизни окружающих. Беда обычно гораздо ближе, чем мы думаем. И самое жестокое наказание предпочтительнее, чем пожизненная боль от отнятой у кого-то жизни. Мы просим работников правоохранительных органов в праздничные дни не проявлять никакого снисхождения к нетрезвым водителям», – заключает Руслан Кучиты. От принципиальности блюстителей порядка зависит жизнь наших сограждан. Если после религиозных праздников в сводках МВД появятся сообщения о дорожно-транспортных происшествиях в прямой связи с бурными возлияниями на религиозных праздниках, значит где-то не доработали сотрудники госавтоинспекции. Думается, к словам Руслана Кучиты со всей ответственностью и серьезностью должны подойти и правоохранительные органы республики. Цена беспринципности и кумовства – наша жизнь…
Александр КЕЛЕХСАЕВ