Возобновить проведение математических олимпиад

В конце февраля 1921 года части XI Красной Армии вошли в г. Тбилиси. Правительство Н.Жордания бежало. В эти же дни отряды югоосетинских повстанцев, находившиеся в Северной Осетии, перешли через Рукский перевал, освободили Дзау, а 5 марта заняли г. Цхинвал и встретились с частями Красной Армии, шедшими со стороны г. Гори. Вместе с ними в наш город прибыл некто Педан (имя и отчество не помню). Он остался в г.Цхинвале, стал работать учителем математики. Учителем он оказался талантливым, незаурядным. Был большим тружеником, требовательным к себе и к своим ученикам. Как рассказывал мой дядя (один из его учеников), чтобы получить у Педана хорошую оценку по геометрии, ученику надо было иметь решения всех (!) задач, на отдельных листах чертежи (!) и рассказать решение любой задачи по выбору учителя. Такая требовательность учителя Педана дала хорошие результаты. Его ученики затем учились в престижных вузах СССР, начиная с МГУ.

Вернувшись в Южную Осетию, они стали работать в основном на ниве народного образования. Среди них были: Гассиев Илья Эдуардович – декан факультета ЮОГПИ, его брат Виктор Эдуардович – полковник Советской Армии, представленный к званию Героя Советского Союза, Джиоев Гаврил Николаевич – человек-энциклопедия, любимец многих поколений студентов, Плиев Иосиф Сардионович – пример серьезного и ответственного человека, его брат Владимир Сардионович, долго проработавший завучем средней школы №2. Вспоминаю еще имена двух замечательных людей, участников ВОВ: Дзасохова К.Г. и Чочиева Ф.З. – людей благородных, добрых, всеми уважаемых, многие годы проработавших в ЮОГПИ.

Эта плеяда замечательных людей вложила много душевных сил и знаний в дело поднятия уровня математического образования в Южной Осетии. Они даже, одним своим присутствием в среде студентов, служили делу нравственного воспитания молодежи. Все они были личностями, большими патриотами своей маленькой Осетии. Они не кричали, не били себя в грудь, но были на своем месте, скромно и добросовестно делали свою работу.

Гассиев И.Э., Джиоев Г.Н., Дзасохов К.Г., Плиев И.С., Тедеев С.А., Чочиев Ф.З. – все эти имена для меня святые. С благодарностью вспоминаю каждого из них. К счастью, я еще застал их в институте, слушал их лекции. От других лекторов их отличало то, что ни один из них никогда не пользовался конспектами лекций. Все свои познания они держали в голове, знали предмет блестяще. Было интересно слушать их рассказ как, конкретно, по теме, так и около.

Следующий всплеск математического образования в Юго-Осетии связан с именем другого энтузиаста и патриота-Гассиева Отара Харитоновича. Благодаря его подвижнической деятельности в начале 60-х годов прошлого века в средней школе №6 г.Цхинвала были открыты специализированные классы для учащихся 9-10 классов. В эти классы набирали наиболее сильных учеников. Они имели базовые знания по предмету, хотели познать больше, нежели могли почерпнуть из учебника. Гассиев О.Х. вел уроки математики, Дзасохов К.Г. – физики. Они умели заинтересовать ребенка, увлекательно преподносили свой предмет, им удавалось найти общий язык с учениками. Эти два Гражданина Осетии проделали огромную работу, сумели увлечь многих одаренных детей, серьезно заняться математикой и физикой. Габараев Б., Кусраев Ю.Г. – их ученики.

Будучи студентом-практикантом, мне довелось посидеть на уроках Гассиева О.Х., а потом работать под его руководством в школе №6. Это он пригласил меня поработать в математических классах.

Позднее аналогичные классы появились в средней школе №2 и в школе-интернате. Там работали недавние выпускники нашего института. Благо, к этому времени появилось много блестящих (не побоюсь этого слова) учителей (считаю их внуками Педана). Среди них знакомые всем имена: Бестаев Ю.С., Кочиев К.И., Плиев Р.И., Сиукаев З.И. Чуть позже – Бекоев Э.А., Тасоев Б.Г. Конечно, наряду с ними у нас были и другие прекрасные педагоги. Но, к большому сожалению, все они ушли в мир иной.

С появлением этой плеяды талантливых учителей учащиеся из школ Южной Осетии стали регулярно получать призовые места на республиканских олимпиадах в г. Тбилиси. Это отмечалось и в ежегодных приказах министра образования ГССР.

На память приходит и такой случай из жизни. Карлен Кочиев работал в Ленингори. Направили его на курсы в г. Тбилиси. Однажды лектор допускает ошибку в своих выводах и получает неверный конечный результат. Карлен увидел допущенную ошибку, но из скромности, промолчал. На перемене лектор в кругу слушателей хвастается. Это задевает Карлена и он спокойно замечает ему, что на лекции им допущена ошибка и полученный результат – неверный. Лектор отзывает его в сторону, интересуется кто он, откуда, какой ВУЗ окончил. Отправляет его домой со словами, что к концу курсов он может приехать за удостоверением об их окончании…

Из перечисленных выше коллег хочу подробнее остановиться на Бекоеве Э.А. Он много лет проработал в математических классах школы №6.

Работа в этих классах была трудной, отнимала много времени, требовала постоянной интенсивной работы над собой. Круг интересов учеников был шире, чем в других классах. От них следовало ожидать вопросов, ответы на которые надо было находить не только в учебнике.

В то же время в этих классах было интересно работать. Ученики имели базовые познания по предмету, понимали рассказ учителя. Он в свою очередь выходил за рамки параграфа. Умение решать примеры и задачи из учебника еще не дает гарантий успешной сдачи экзамена в вуз. Требуются навыки решения задач повышенной трудности. Они приучают ученика думать, искать, сопоставлять. А думать в жизни надо всегда и везде.

Э.Бекоев с отличием окончил ЮОГПИ, много работал над собой. Был дружелюбным, общительным, легко находил общий язык с коллегами и учащимися.

Кружок «АГАТ», который он организовал в школе, был известен даже в СССР, о нем упоминалось в каждом номере журнала «Математика в школе». Ученики коллективно поступали в заочную школу при МГУ, участвовали в конкурсах по решению задач под эгидой журнала «Математика в школе» (занимали призовые места), а также принимали участие в конференциях, проводимых журналом «Квант». Его ученики показывали блестящие результаты на вступительных экзаменах в вузы. Экзаменаторы интересовались сведениями о школе, о педагоге. Ответ, что они из Цхинвала, а педагог – Бекоев, служил почти пропуском в вуз.

Хочу привести один факт уже из жизни Э.А.Бекоева.

Бекоев Э.А. и я повезли команду на республиканскую олимпиаду в Тбилиси. Она проводилась в здании школы-интерната им.Комарова. Нас с Бекоевым не пропустили даже на территорию школы. Ознакомившись с решениями наших участников, мы обрадовались и ожидали 4-5 дипломов. Но на следующий день нашим был вручен лишь один диплом. От обиды дети чуть не плакали. Нас опять не пропустили внутрь. Тогда Эдик посоветовал детям самим затребовать свои работы с тем, чтобы комиссия указала на допущенные ошибки. В работах были места, подчеркнутые красной пастой, но ученики отстояли, что там нет никакой ошибки. Мы получили еще несколько дипломов. Таково было отношение к нам и к нашим успехам в Тбилиси.

Мне кажется, что достичь большего в преподавании предмета в школе, чем это удалось Э.А. Бекоеву в свое время в школе №6, нельзя. Это можно только повторить. После трагической гибели Эдуарда Бекоева на Транскаме в 1995 году школе №6 было присвоено его имя.

В знак светлой памяти, об этом замечательном человеке, дирекция школы и учителя математики в 1997 году провели олимпиаду по математике его имени. Эту инициативу поддержал городской отдел образования и олимпиаду стали проводить в масштабах города. После кончины Татарбиева Н.Г., занимавшегося этими вопросами в гороно, проведение этих олимпиад, к огромному сожалению, прекратилось.

В этом году, 1 ноября, исполняется 65 лет со дня рождения Э.А.Бекоева. Обращаюсь с инициативой к Управлению народного образования администрации г.Цхинвал, к Министерству образования республики возобновить проведение этих олимпиад. Такие мероприятия привлекают внимание учеников к предмету, заинтересовывают учителей. Может быть, среди учеников, отыщутся новые Бекоевы, Бестаевы, Тасоевы…

А.ДЖИКАЕВ