Вопрос Восточной Осетии не снимается с повестки дня

В конце марта на очередном раунде Женевских дискуссий по безопасности югоосетинская сторона сделала важное заявление о сохранности осетинских историко-культурных памятников в Грузии, в т.ч. в Трусовском ущелье Казбегского района.

«В Тырсыгом, по свидетельствам представителей Евросоюза, осетинские памятники или разрушаются, или используются не по назначению. Мы добиваемся, чтобы при участии осетинских представителей туда могла выехать международная комиссия – с целью зафиксировать судьбу этих памятников», – сказал СМИ глава югоосетинской делегации Мурат Джиоев.

Югоосетинская сторона и ранее напоминала грузинским оппонентам о сохранности памятников в Восточной Осетии, находящейся под юрисдикцией Грузии.

И как бы грузинская сторона не иронизировала, тема осетинских земель, несправедливо очутившихся в составе Грузинской ССР, будет актуализироваться до решения в интересах осетинского народа. Тем более что ситуация в Казбегском районе края Мцхета-Мтианети Грузии, т.е. Восточной Осетии, требует реагирования на специальных уровнях. Речь идет не только о разрушении памятников, но и грубом нарушении прав человека. Власти Грузии практически выполнили задачу выдавливания осетин, создав такие «условия» жизни, которые поставили их перед жестоким и безальтернативным выбором покинуть отчий дом. Сегодня осетин в Восточной Осетии практически не осталось, хотя заселился регион осетинами в раннеаланскую эпоху, когда грузин и близко там не было.

С 1886 по 2002 год численность осетин в Казбегском районе снизилась с 20 тысяч до 189 человек. Сейчас, по данным председателя общественной организации «Дарьял» (РСО-Алания) Гаирбега Салбиева, в осетинских сёлах Кобинской котловины осталось 5 человек, в сёлах Трусовского и Кудского ущелий нет ни одного осетина. По данным переписи, в 2002 г. в крае Мцхета-Мтианети проживало 2867 осетин, в 2014 г. – 1327. Они живут в Душетском районе, Мцхета и др. районах края. Хотя в Душетском районе большинство населения в начале 20 века составляли осетины. К примеру, «Сакартвелос календари» сообщал, что в 1888 г. в Тифлисской губернии жило 53965 осетин, в Горийском уезде – 38462, а в Душетском уезде – 14574!

«Сейчас Трусовское ущелье полностью закрыто для всех гражданских лиц, за исключением одного-двух фермеров-грузин, поселившихся там для выпаса своего скота. В летний период из тех, кого пропускают через границу, смогут приехать в свои дома, находящиеся в группе Кобинских сёл, только 10-15 человек, остальные все находятся в списках непропускных по национальному признаку. Привести точное количество лиц, не имеющих возможности посещать свои дома (полученные в наследство от своих предков), святые места поклонения и кладбища, не представляется возможным. Ориентировочно, исходя из количества осетинских сёл и домов в Казбегском районе, можно уверенно называть цифру не менее 2,5 тыс. чел., пострадавших от противоправных действий тбилисского режима», – сообщил нашей газете Г.Салбиев.

Многие дома осетин разграблены и разрушены, большая часть разрушается ввиду вынужденного отсутствия жителей. Имеются случаи незаконного оформления права собственности пустующих (по независящим от владельцев-осетин причинам) осетинских домов на грузин.

Список невъездных осетин на грузинской границе увеличивается. Как сообщают выходцы из осетинских сел Казбегского района, грузинские спецслужбы надеялись найти среди осетин надёжных агентов и единомышленников по антироссийской политике, чего не произошло, и, соответственно, они оказались помехой, им создаются преграды для посещения родных мест и законного права собственности на своё недвижимое имущество. Права в Восточной Осетии есть только у тех, кто называет себя грузином или преклоняется перед ними. И осетины вновь оказались лишними (на своей исторической родине!) для пришлых грузин.

Организация «Дарьял» не собирается мириться с произволом властей Грузии. Она принимает меры информационного и политического характера, привлекая внимание к проблеме Восточной Осетии. По словам Гаирбега Салбиева, если осетинским обществом не будет выработана единая согласованная и понятная политика последовательного построения нашего общего будущего, нас ожидают негативные последствия, аналогичные полученным нашими предками в начале 20-го века.

«Выразилось это в виде переименования г. Владикавказ (Дзауджикау) в г. Орджоникидзе, половину территории которого передали на временное пользование нашим восточным соседям, а все осетинские горные общества разделены между разными субъектами административно-хозяйственного управления, в т. ч. переданы Грузинской Советской Республике. Как это отразилось на нас в конце 20-го, и начале 21-го века все мы видели. Сложно сегодня сказать, что нас может ожидать даже в обозримой перспективе, при несогласованности, более того, разнонаправленности внутри осетинского общества и активном информационном давлении на него извне», – считает Г.Салбиев.

По его словам, «Дарьял» осуществляет действия, чтобы нарушение прав жителей и выходцев Казбегского района было озвучено на всех уровнях.

«В частности, благодаря МИД России и Южной Осетии, с которыми мы поддерживаем связь, наши проблемы выносятся на международные дискуссии в Женеве и Праге. А на недавней встрече главы комитета по международным отношениям СФ России К. Косачёва, этот вопрос был отдельно обозначен руководителем представительства МИД России во Владикавказе Багиром Мамиевым», – отметил Г.Салбиев.

По словам Г.Салбиева, другими представителями РСО-Алания на этой встрече, для решения проблем жителей и выходцев Казбегского района предлагалось восстановление правового поля по приграничному сотрудничеству, что, на его взгляд, сомнительно и бесперспективно.

«Тбилисский режим неоднократно показывал антиосетинский и антироссийский характер и осуществлять с ним любые соглашения до урегулирования отношений, после грузинской агрессии 2008 года, считаю неверным. Правомерным на сегодня может быть только отстаивание позиции по признанию Грузией Южной Осетии как независимого государства, и при этом, согласовывая границы РЮО, не идти вновь на компромисс, как было сделано в 1920-е годы прошлого века и не оставлять восточную часть Осетии (Казбегский район) в управлении Грузии. А на отказ Грузии признавать более чем очевидное необходимо реагировать вхождением в состав России по опыту Крыма, причём вхождении как южной, так и восточной части Осетии-Алании», – заявил Г.Салбиев.

Тот факт, что значительная часть края Мцхета-Мтианети является исконной осетинской территорией, подтверждается историко-культурным компонентом. В Восточной Осетии практически вся топонимика имеет осетинские названия. Это потухшие вулканы Хорисар, Нарванхох, Лагатисар, Хурхатан, Эсиком. Эта информация содержится даже на грузинских сайтах путешествий. Достаточно перечислить названия нескольких сел – Базиланкау, Ухат, Коб, Ногкау, Агаткау, Мнайкау, Четырс, Абано, Четойтикау, Дес, Джимара, Каратикау, Бурмасыг, Цоцолта, Рес, Уалваз, Ганис, Фаллагкау. Но осетинская топонимика исчезает с карт, что неудивительно. Грузинские ученые методично выкорчевывают осетинские названия населенных пунктов и природных объектов. Мало кто знает, что село Алмасиани в недавнем прошлом было… Базиланкау. Село Четырс стало Кетриси, Четойтыкау – Закагори, Уалваз – Кумлисцихе, Фаллагкау – Палагкау. А к названиям сел Рес, Коб, Ухат, Ганис, Дес и др. добавили грузинское окончание «и». Южной Осетии по силам ответить взаимностью на это, выкорчевав на территории РЮО инородную грузинскую топонимику, насажденную в последние сто лет.

На территории Восточной Осетии много осетинских башен. И нет ни одного грузинского памятника археологии старше прошлого столетия. По стилю и архитектуре башен видно – их строили наши предки, чему грузинские псевдоученые нашли «объяснение». Оказывается, башни строили пастухи-осетины, перегонявшие скот, что свидетельствует о невежестве, нежели претензией на научное объяснение. Пастухи обычно строили т.н. летники, сохранившиеся в горах Южной Осетии. Это неказистые деревянные домики, где пастухи отдыхали, оставляли продукты и необходимые вещи для коллег, двигавшихся со стадом за ними. Странно, что осетинские пастухи в Южной Осетии строили летники, а в Восточной Осетии высокие башни. Возведение одной башни занимает немало времени. Да и зачем их строить? Чтобы загонять туда скот? Задача пастухов – пасти скот! Нигде в мире пастухи не строили башни и грузинская версия не выдерживает критики, над ней можно только смеяться. А тот факт, что на этой территории за несколько веков до грузин жили аланы и сарматы, давно доказан российскими, зарубежными и осетинскими учеными, да и грузинскими тоже.

В свое время в СМИ появились слухи о планах США и Грузии разместить военные объекты в Восточной Осетии. По словам выходцев из Восточной Осетии, для жителей специально создают невыносимые условия, чтобы они покинули родные места. Не исключает этого и Г.Салбиев.

«Тбилисский режим мечтает о вхождении в ЕС и НАТО и действует в этом направлении. Что касается оккупированной восточной части Осетии, то осетинские сёла полностью опустошены, а в грузинских тоже осталось мало жителей, в основном пожилые. Населения всё меньше, а количество всевозможных военизированных структур растёт. Этот участок единственный в этом регионе имеет прямое сухопутное сообщение управляемой США Грузии с Россией, и его использование для размещения военных объектов в перспективе не вызывает сомнений. Ведь именно так поступает США на других границах России», – резонно замечает Г.Салбиев.

Что касается осетинских памятников, то следует серьезно отнестись к свидетельствам представителей Евросоюза об их разрушении или использовании не по назначению. Как отметил Г.Салбиев, Трусовское и Кудское ущелья, Дарьяльский проход богаты башенными и уникальными архитектурными строениями осетинского происхождения. «Этим строениям придумывается грузинская история и версия происхождения. На них развешиваются грузинские флаги», – сообщил Г.Салбиев.

Нельзя допустить переписывания истории и присвоения осетинского культурного наследия. Скоро осетинская топонимика Восточной Осетии будет заменена на грузинскую и скроется правда об исконной принадлежности края. В этой связи Южной Осетии совместно с Россией надо активизировать работу по вопросу Восточной Осетии. Но вопросом возвращения осетинских территорий должны заниматься и две осетинские республики совместно.

Надо восстановить в правах на недвижимое имущество осетин, выходцев и уроженцев Казбегского района. Во-вторых, желателен мониторинг с участием представителей России и Евросоюза для фиксации фактов вандализма над осетинскими памятниками и выявления массового нарушения прав осетин. Свобода передвижения, выбора места жительства зафиксирована в конституциях государств, в Международном пакте о гражданских и политических правах, других международных правовых актах. Вопросы свободного посещения родных сел и святилищ, возвращения осетин на места постоянного проживания и состояние осетинских памятников должны «прописаться» на дискуссиях. Это грубое нарушение основополагающих прав человека на свободу передвижения и проживания.

Югоосетинская сторона неоднократно приглашала европейских представителей в РЮО, чем они воспользовались, чтобы убедиться, что состояние пары грузинских памятников не вызывает опасений. Теперь Южная Осетия вправе требовать от Грузии аналогичного жеста. В случае отказа Южная Осетия вправе лишить сопредседателей Женевских дискуссий культурных экскурсий в РЮО для ознакомления с состоянием памятников.

Южная Осетия не смирится с утратой значительной части исконных территорий. Еще до 1920 г. ущелья Тырсыгом, Кудыком и Кобийская котловина были в составе Южной Осетии. Но уже в 1922 гг. в границах вновь образованной Юго-Осетинской автономной области этих территорий уже не было. Советская власть отрезала от Южной Осетии и места проживания осетин, ныне находящиеся в Душетском районе. И уж не Грузии жаловаться на территориальные изменения на Советскую власть, подарившей Грузии, т.е. Тифлисской губернии, земли окружающих народов и стран – Армении, Азербайджана, Дагестана, Южной Осетии, Чечни, РСФСР, Северной Осетии.

На реализацию задачи осетинского народа по возвращению исконно осетинских территорий могут уйти десятилетия. Мы, как и перечисленные выше страны и Республики в составе России, располагаем неопровержимыми документальными и историческими свидетельствами о передаче Советской властью либо захвате Грузией части их территорий. Эта задача по возвращению исторических территорий должна стать для кавказских народов общей.

Сармат КОЗАЕВ