Обеспечение прозрачности и информационной открытости

Россия и Южная Осетия продолжают сотрудничество по устранению пробелов в законодательстве и созданию механизмов обеспечения прозрачности в сфере госзакупок. Эти вопросы, в частности затрагивались в ходе рабочего визита российской делегации во главе с заместителем начальника Управления администрации президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами-участниками Содружества Независимых Государств, Республикой Абхазия и Республика Южная Осетия Сергеем Жук.

В состав российской делегации вошли заместитель начальника департамента правовых и имущественных вопросов Управления администрации президента РФ по социально-экономическому сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, РА и РЮО Николай Гаврилов, а также ведущий специалист – Управления реестра федерального имущества Андрей Никитин.

На совместном совещании с югоосетинской стороны участвовали вице-премьер Гурам Мелкоев, министр экономического развития Залина Хугати, министр финансов Аза Хабалова, глава строительного ведомства Эдуард Дзагоев, министр здравоохранения Григорий Кулиджанов и др.

Визит российской группы напрямую связан с итогами проверки Счетной палаты, причем в аспекте, который не слишком активно обсуждается в самой республике и уж тем более не привлекает внимания общественности, хотя в вопросах обеспечения прозрачности различного рода финансовых процессов и минимизации коррупционных рисков его значение трудно переоценить. Речь идет об открытости процедур размещения госзаказов, проведения тендеров, определения четких критериев отбора подрядчиков и т.д.

Данный вопрос прежде не обсуждался столь предметно. Теперь эти недостатки четко обозначены в акте Счетной палаты.

«Счётная палата РФ, описывая проводимые мероприятия, делает акцент на содействие реализации Инвестпрограммы социально-экономического развития Южной Осетии. Она указывает на недостатки работы в этой области и в качестве причин приводит отсутствие в Южной Осетии законодательства о госзакупках. Указывается, что конкурсная система на размещение заказов на поставку продукции, товаров и оказание услуг для государственных нужд республики не применяется. Государственным заказчиком выбор подрядчиков, субподрядчиков и поставщиков осуществляется самостоятельно. Нормативные акты, содержащие критерии отбора подрядной организации, предъявляемые требования – опыт, профессиональная деятельность, юридическая и техническая компетентность, наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей, финансовых ресурсов – всё это также не учитывается при выборе подрядчиков ведомствами республики.

Будущий подрядчик не проверяется на предмет способности выполнить договор. Анализ заключённых ранее контрактов, проведенный Счетной палатой, свидетельствует о том, что они заключались, мягко говоря, с нарушениями норм даже гражданского законодательства.

Самое основное – контракты заключаются без обозначенных сроков исполнения обязательств, цены, без указания объёмов выполняемых работ. По этим контрактам и шла оплата. Если учесть, что еще и не было проектно-сметной документации, то можно сделать вывод, что мы имеем то, что имеем», – подчеркнул С.Жук.

Основной акцент был сделан на обсуждении вопросов разработки нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Был затронут вопрос о необходимости создания централизованной специализированной организации, которая будет осуществлять госзакупки. В России этот вопрос решается по-разному, во многих субъектах есть специализированные заказчики, в то же время часть заказов осуществляется федеральными ведомствами. Для регулирования вопросов в этой сфере принят ряд специальных законодательных актов.

Как было отмечено министром финансов Азой Хабаловой, в республике несколько лет функционировал Комитет по госснабжению, на которого были возложены функции главного заказчика для всех ведомств и учреждений республики, но в силу разных причин, в том числе и субъективного характера, его работа оказалась весьма скандальной. «Мы пока не закончили ликвидацию нашего комитета по госснабжению. На сегодняшний день, с учетом имеющегося неоднозначного опыта есть мнение, что эта идея себя не оправдала. Изначально не были оговорены четкие правила в деятельности Комитета, который являлся монополистом. Первые объявления о конкурсах были размещены, потом все сошло на нет. Результат получили соответствующий», – сказала Аза Хабалова.

Впрочем, члены рабочей группы, исходя из российского опыта, отметили целесообразность создания уполномоченного органа, который в определенных рамках будет заниматься этими вопросами.

Большое внимание было уделено и разработке нормативной базы в этой сфере. Наличие законодательства о госзакупках является показателем современности системы управления. «В данной сфере есть много принципиальных вопросов, с которыми надо определиться, причем это нужно сделать достаточно оперативно. Необходимо рассмотреть зарекомендовавшие себя в России законодательные акты, что-то изменить, что-то добавить, исходя из местной специфики. При обоюдном взаимодействии может получиться рабочий механизм», – сказал представитель Минэкономразвития РФ.

Эта задача осложняется тем, что законодательство, существующее сегодня на территории РФ, не может быть в полной мере адаптировано к югоосетинским реалиям в силу своей сложности. К тому же бюджетное законодательство РЮО тоже находится не в той стадии развития, как российское.

Одним из главных вопросов совещания стала тема информационной открытости при осуществлении госзакупок. «В России с 2011 года функционирует официальный сайт по закупкам, где размещается соответствующая документация. Все заказчики абсолютно по всей территории страны вплоть до самых мелких, имеют электронные подписи, выданные Федеральным казначейством и выход в интернет. Все действия, которые заказчики совершают в части заключения контрактов, юридически значимы и «безбумажны». К этому нужно стремиться и Южной Осетии. До этого был менее технологичный сайт, где не было электронных подписей, а информация публиковалась», – сказал Иван Анохин.

Было решено выработать механизм, исходя из возможностей Южной Осетии, использовать для размещения информации о госзакупках один из официальных сайтов. Об электронных подписях, речь пока не идет.

Представители российской делегации также отметили необходимость исключить практику стопроцентного авансирования выполнения тех или иных работ. По их словам, размер авансовых платежей не должен превышать 30 процентов, в том числе при поставках оборудования.

Отдельно обсуждалась тема гарантийных обязательств при выполнении тех или иных госзаказов. Было отмечено, что необходимо вводить штрафные санкции за невыполнение обязательств или же одностороннее расторжение как со стороны заказчика, так и подрядчика за ненадлежащее исполнение.

Кроме того, предлагается дисквалифицировать госслужащих за определенные нарушения с тем, чтобы они в течение определенного времени не могли занимать посты.

Обсуждались вопросы совершенствования учета государственного имущества РЮО.

В завершение стороны договорились в сжатые сроки доработать поставленные вопросы и в ближайшее время провести следующее совещание под председательством премьер-министра Ростика Хугаева для выработки окончательных решений по обозначенному кругу проблем.

Юрий ВАЗАГОВ