В одном из специализированных магазинов нашего города потребителем на подарок была приобретена керамическая кастрюля с фарфоровой крышкой. При первичной эксплуатации кастрюля со страшным звуком треснула и стала непригодна для дальнейшего использования. На второй день одариваемая вернула кастрюлю обратно в магазин, но продавцом стоимость, уплаченная за неё, не была возвращена, со ссылкой на то, что кастрюля была эксплуатирована неправильно.
Следует знать, что одариваемая также является потребителем и Закон «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия» (далее – закон) также защищает её потребительские права.
При покупке продавцом потребителю не была предоставлена информация о реализуемом товаре (инструкция по применению), не были хотя бы в устной форме оговорены условия использования данной посуды.
Оказалось, что керамика, несмотря на то, что выдерживает температуру нагрева до 450◦С, не любит резких перепадов температуры, из холодильника такую посуду сразу нельзя ставить на огонь, а горячую – на холодную поверхность. Такой посуде всегда следует давать время для постепенного нагревания или охлаждения. Некоторые производители рекомендуют не ставить кастрюлю из керамики на открытый огонь, желательно при этом использовать рассекатель. Чайники, кофейники перед тем, как залить в них кипяток, рекомендуют ополоснуть горячей водой 50-60◦С, категорически запрещают использовать для кипячения воды «кипятильники». Хранить керамическую посуду следует аккуратно, избегая падений и ударов. Чтобы избежать царапин, следует использовать мягкие губки и щадящие моющие средства. В этом случае посуда прослужит долго.
Бывает и такое, что при изготовлении посуды из керамики производители применяют сырье заведомо низкого качества или же происходит нарушение технологического цикла: в глину попадает воздух, появляются пузыри, которые при нагревании лопаются и в этом случае также посуда может треснуть. В таком случае посуда считается ненадлежащего качества. Поэтому при покупке любого товара потребителю следует изучать упаковку, где в обязательном порядке указывается производитель, адрес производителя. Потребителю следует выбирать изделия от проверенных производителей. В самой упаковке следует искать инструкцию по применению, гарантии, документ, подтверждающий качество товара (сертификат соответствия или декларацию о соответствии).
Если вышеуказанная информация о товаре будет отсутствовать, а продавец хотя бы в устной форме не оговорит условия эксплуатации, потребитель в соответствии со ст.12 закона при выявлении недостатков в товаре даже в ходе неправильной эксплуатации обязан вернуть его обратно в магазин, а продавец обязан принять такой товар и вернуть его стоимость. По желанию потребителя продавец также обязан обменять на аналогичный товар с доплатой или с выплатой разницы в соответствии с ценой вновь приобретаемого, поскольку у потребителя нет специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
В случае, если потребителю будет отказано в обмене или в возврате уплаченной за претензионный товар стоимости, он имеет полное право за защитой своих потребительских прав обратиться в суд или в Комитет Юго-Осетпот-ребнадзора.
Данный конфликт был решен в досудебном порядке в пользу потребителя.
Хочется также напомнить самим предпринимателям о подарочном сертификате, который за последнее время стал для продавцов одним из способов привлечения большего количества покупателей, увеличения объема продаж, а для потребителя очень удобным способом преподнесения подарка. Предпринимателям следует знать, что отношения покупателя, одариваемого и продавца, регулируются вышеуказанным законом и Гражданским кодексом РЮО. Внесенную денежную сумму покупателем за подарочный сертификат продавцу следует рассматривать не как приобретение товара, а как внесение предоплаты за него. Подарочные сертификаты, как правило, не именные. Статус потребителя, согласно закону, приобретает одариваемый при вручении ему подарочного сертификата покупателем, так как он теперь является его обладателем. Следовательно, если потребитель не забирает товар в указанном магазине или подаренные услуги ему не по вкусу. он имеет полное право получить деньги обратно, поскольку номинал на подарочный сертификат нельзя считать безвозмездно полученным. Невозможность предъявителю подарочного сертификата получить денежные средства обратно может свидетельствовать о неосновательном обогащении продавца. В соответствии со ст.415 ГК РЮО, ст.16 закона, продавец будет вынужден помимо стоимости подарочного сертификата оплатить потребителю штрафные проценты, компенсацию морального вреда. Правила пользования, установленные самим продавцом о том, что приобретенные подарочные сертификаты не подлежат возврату, имеют срок для его предъявления, также являются прямым нарушением ст.16 закона, как условия договора, ущемляющие права потребителя, и признаются недействительными. Отказ со стороны продавца вернуть деньги является неправомерным. В случае, если указанные условия уже обозначены на подарочном сертификате, потребитель вправе обратиться в Комитет Юго-Осетпотребнадзора о привлечении продавца к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.8 КоАП РФ по адресу: г. Цхинвал, ул. Горького, 39, контактный телефон 8929 806 50 30.
Жанна САНАКОЕВА, начальник Управления надзора в области защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора