Общественная приемная Президента Южной Осетии работает с 2012 года. За это время сюда поступило несколько тысяч обращений от граждан Республики. Если вопрос не решается на уровне министров и глав ведомств, то последней инстанцией в надежде получить положительный ответ на свою жалобу для граждан становится Общественная приемная, через которую они могут обратиться к Главе государства. О работе данного ведомства и об итогах 2016 года нам рассказал заместитель начальника Управления по работе с обращениями граждан – начальник общественной приемной Президента Радик Гагиев.
– Радик Амбросович, Общественная приемная открылась четыре года назад. Какие цели и задачи преследует эта структура?
– Общественная приемная была создана для оказания консультативной помощи гражданам по вопросам восстановления или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Основными задачами Общественной приемной являются – оказание правовой помощи гражданам, обратившимся в Общественную приемную; анализ характера жалоб и обращений граждан, выработка предложений по совершенствованию деятельности по защите прав и свобод человека.
Общественная приемная в своей работе обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Регистрируем любые обращения независимо от характера вопроса. В общественную приемную приходит та категория граждан, которые хотят лично обратиться к Президенту Леониду Тибилову. Но прежде чем попасть на прием к Президенту, задача Общественной приемной – выслушать заявителя, проанализировать характер его обращения и найти пути его решения в соответствующих инстанциях. Если решение вопроса в компетенции других представителей исполнительной власти, то мы разъясняем им, куда и к кому обратиться для решения их проблемы.
– Каковы итоги работы Общественной приемной за 2016 год? Какое количество граждан обратилось в Общественную приемную, и каковы результаты рассмотрения их обращений?
– Что касается итогов этого года, то в Общественную приемную обратилось свыше 800 граждан Южной Осетии. В целом, если сравнивать с прошедшими годами, то практически количество обратившихся одинаковое. Часто мы встречаемся с повторными обращениями. То есть люди, которые остались недовольными решением своих проблем в структурах исполнительной власти, обращаются заново.
– Преимущественно с жалобами и обращениями какого характера чаще всего приходится сталкиваться Общественной приемной?
– Подавляющее большинство обращений касаются вопроса восстановления разрушенного в ходе военных действий жилья, получение жилплощади и оказание материальной помощи. Мы в предельно вежливой форме объясняем обратившимся, хотя бывают и настырные граждане, насколько необходимо вмешательство Президента в решение той или иной проблемы, если гражданин может получить ответы на свои вопросы в других инстанциях.
Ответ на обращение гражданин может получить в течение недели со дня поступления к нам заявления. За время работы Общественной приемной не было ни одного случая, чтобы Леонид Харитонович проигнорировал хоть одно обращение.
Если мы сталкиваемся с проблемными вопросами, то работники Общественной приемной проверяют достоверность обращения, и прослеживают его решение. Например, к нам обратился гражданин с вопросом восстановления разрушенного жилья. Мы едем на место для ознакомления с данной ситуацией, соответствующие органы оценивают степень разрушения и необходимость его восстановления. И решение таких вопросов больше прерогатива Правительства, нежели Президента. Зачастую мы сталкиваемся и с такими ситуациями, когда просят материальную помощь, люди особо не нуждающиеся в ней. Бывают случаи, когда человек, давно не проживающий в Южной Осетии и жилье которого пострадало во время войны, требует построить ему дом. И таких спорных моментов, к сожалению, бывает много. Много обращений и по судебным решениям, люди хотят, чтобы Президент помог им оспорить судебные решения. Глава государства может обратить внимание на жалобу, но не имеет права менять вердикт судебных органов, ведь суды являются независимой инстанцией.
Также большое количество обращений по кредитам. Граждане просят в своих заявлениях помочь им получить беспроцентные кредиты.
– Организовывает ли Общественная приемная выездные приемы граждан в районах и крупных населенных пунктах? И отличается ли характер обращений жителей города от обращений сельских жителей? С какими вопросами чаще всего обращаются сельские жители?
– Общественная приемная проводит выездные приемы граждан. Например, в этом году наши сотрудники были в городе Квайсе, где ознакомились с проблемами жителей на месте. Мы заранее оповестили население через главу администрации, какого числа Общественная приемная проведет прием граждан. На встречу пришло очень большое количество жителей. Характер обращений практически одинаков, как в городе, так и в районах. Но есть и специфические проблемы в каждом районе. Например, безработица в районах намного актуальнее, чем в городе. Ранее мы провели выездной прием в Знаурском районе. Как городские, так и сельские жители в основном просят руководство о выделении им средств на восстановление разрушенных домов, строительства дорог, водоснабжение. Есть обращения по вопросу открытия крестьянско-фермерских хозяйств на местах.
– Насколько органы власти, министерства и ведомства прислушиваются к решениям Общественной приемной в тех случаях, когда вы им указываете о нарушениях закона либо недостатках, на которые и жалуются обратившиеся в Общественную палату?
– В самом начале работы Общественной приёмной мы сталкивались в своей работе с непониманием со стороны руководителей некоторых министерств и ведомств. Но после личного вмешательства Президента Леонида Тибилова все моменты недопонимания свелись к нулю, и практически все руководители стали ответственно подходить к обращениям граждан. Каждый чиновник, в компетенцию которого входит вопрос обращения, обязан принять заявление и дать письменный ответ.
Алена ДЖИОТЫ