«Ум должен шуметь, а хмель молчать»

За последнее время органы власти и правоохранительные структуры обратили самое пристальное внимание вопросам борьбы с беспределом на автотрассах Республики. Поводом к этому стала череда дорожно-транспортных происшествий со смертельными исходами, вызванных управлением автотранспортными средствами в нетрезвом виде. В конце прошлого года в Цхинвале в результате наездов погибло три жителя города. 2016 год начался с гибели генерального прокурора Мераба Чигоева, которого сбила машина. В конце января сын жительницы города, погибшей в результате наезда у предприятия хлебобулочных изделий, совершил убийство Ацамаза Тотоева, который стал виновником гибели его матери.

В декабре 2015 года Парламент Республики ужесточил наказание за вождение в нетрезвом состоянии. В настоящее время в Цхинвале с помощью российских специалистов реализуется программа «Безопасный город». Сотрудники ГАИ ведут борьбу за безопасность дорожного движения и задерживают на трассах граждан, управляющих автотранспортными средствами в нетрезвом виде. Хочется надеяться, что этот процесс станет постоянным, а не от случая к случаю.

В основе всех ДТП со смертельным исходом стало управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии. Употребление алкогольных напитков в Республике порой переходит за разумные пределы и может стать национальной бедой.

Каждой осенью в Республике начинается винная лихорадка, поражающая воображение концентрацией граждан к процессу виноделия, заметно уступающая усилиям граждан по добросовестному выполнению служебных обязанностей. Ситуация требует экстренных мер органов власти по снижению уровня потребления алкоголя и разработке государственной программы по борьбе с алкоголизмом. Несмотря на социальную рекламу, популяризацию здорового образа жизни и др., наиболее действенным все же является государственное урегулирование с помощью законодательства.

Алкоголь доступен для всех возрастов и категорий населения. Вино местного производства можно купить везде и легко. Но бизнес, связанный с алкогольными напитками, должен иметь разумные пределы и не доходить до обогащения отдельных личностей за счет горя других. Поэтому есть смысл законодательно ограничить доступность алкогольных напитков.

В этом смысле органам власти следует взять за основу советскую программу по борьбе с пьянством, как эффективную в деле оздоровления нации.

К примеру, несмотря на всю иронию в адрес программы по борьбе с пьянством на заре перестройки, в 1985-1987 годах уменьшение государственной продажи алкоголя сопровождалось ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год 5,5 миллионов младенцев, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю СССР, снизился общий уровень преступности.

29 января 1919 года в США был введен "Закон о национальном запрете на спиртные напитки". Закон запрещал на всей территории страны производство, продажу и перевозку, включая ввоз – вывоз, опьяняющих напитков с целью их потребления. Этот запрет был назван в международной юридической практике "сухим законом". Три года после введения запрета характеризовались небывалым снижением вредных последствий пьянства и алкоголизма (смертность, заболеваемость алкогольными психозами, правонарушения и др.).

Пьянство у осетин испокон веков считалось позорным явлением. Несмотря на тысячелетнюю традицию изготовления хорошей домашней водки, пьянство не было распространено у осетин. Как пишут путешественники прошлых веков, в Осетии даже не было кабаков. К примеру, с прибытием первых римлян в Британию на Туманном Альбионе пабы росли как грибы после дождя, и в 965 г. король Эдгар даже издал декрет, по которому в одной деревне не могло быть больше одного паба.

В Древней Греции считалось, что пьянство – это занятие, присущее исключительно рабам. В Спарте, чтобы объяснить детям, что такое низшее существо, поили раба и помещали его в свинарник. Пьяный раб обнимал хрюшек, пачкался в навозе, распевал песни. Дети навсегда запоминали, что пьянство низводит человека ниже положения свиньи и не пили повзрослев.

Как отмечает руководитель Наркологического диспансера Нанули Алборова, если судить по частоте приводов в диспансер сотрудниками правоохранительных органов нетрезвых водителей, то нетрезвых людей бывает много.

«Мы еженедельно составляем отчеты для МВД, и только за одну неделю мы отправили двадцать сведений в отношении лиц, управлявших автотранспортным средством в нетрезвом состоянии, задержанных сотрудниками ГАИ. Кроме того, отдельно сотрудники ГУВД приводят лиц, находившихся в нетрезвом состоянии в общественных местах, т.е. распивают алкогольные напитки, дебоширят и т.д.», – говорит Нанули Алборова. По ее словам, водителей не останавливает даже учащение количества ДТП со смертельными исходами и они продолжают управлять автотранспортом в нетрезвом состоянии.

Стоит отметить, что в последние годы органы МВД повели беспощадную борьбу с таким диким пережитком, как стрельба из стрелкового оружия на свадьбах. Каждый свадебный кортеж сопровождает наряд милиции, который присутствует на свадебном мероприятии от начала и до конца, что позволило практически полностью искоренить нештатные и трагические ситуации. Несмотря на отрицательное отношение несознательной части населения к присутствию наряда милиции на свадьбах, отметим, что это полезная и необходимая мера. Призывы к совести и просьбы соблюдать законы и общественный порядок, как показывает практика, не стали импульсом для осмысления, и в этой ситуации свое веское слово должен сказать закон. Стрельба на свадьбах «приказала долго жить» и гости могут не беспокоиться за счастливый финал праздника.

Сухая статистика бесстрастно свидетельствует о росте количества граждан, состоящих на учете в Наркологическом диспансере. В 2014 году на учет в Наркодиспансере было поставлено 232 страдающих алкоголизмом человек. А в 2015 году уже 294. Впервые взятых на учет в 2014 году было 17 человек, а в 2015 году уже 49. Более того, количество людей, у которых на почве алкоголизма развился психоз, в 2014 году составило 29, а в 2015 году – 37. То есть по всем показателям налицо тревожный рост.

В некоторых субъектах России решили вернуться к советскому опыту вытрезвителей, т.н. центров детоксикации или лечебно-трудовой профилакторий. Причем, лечение гражданина осуществляется за его счет. Эта практика существовала в советское время и функционировала достаточно успешно. Если будет разработана и принята государственная программа по борьбе с алкоголизмом, в ее рамках необходимо создание такого центра. Ведь алкоголики опасны для общества и зачастую ситуация требует изоляции лиц, страдающих алкоголизмом.

Стоит отметить, что сотрудники Наркологического диспансера проводят большую профилактическую работу среди подрастающего поколения в школах и среди молодежи. На занятиях молодежь знакомят с пагубными последствиями пристрастия к спиртным напиткам, это и разводы в семьях, болезни, ДТП, чрезвычайные происшествия и другие социальные напасти, так или иначе вызванные употреблением алкоголя. Но одних усилий Наркодиспансера недостаточно. Главную роль в воспитании подрастающего поколения и приобщению его к здоровому образу жизни, не мнимым, а настоящим ценностям, играет все же семья. Как отмечает Нанули Алборова, здоровое зерно произрастает в семье, и чем больше солнца падает на зерно, тем лучше оно произрастает.

По науке, среди причин пьянства и алкоголизма важное место занимают традиции и обычаи, которые насаждались веками. В Южной Осетии за последние десятилетия получил распространение массовый исход большой части народа на религиозные праздники. Причем форма проведения праздников далека от первозданности в том виде, в каком их отмечали наши предки. По большому счету, религиозные праздники стали поводом для массового пьянства. К примеру, мы часто видим, как в России религиозные праздники отмечаются именно как праздники, люди наряжаются в народную одежду, организовывают игры, гуляния, хороводы у костра и т.д., в зависимости от характера праздника. А в Южной Осетии религиозные праздники превратились в форменную попойку.

Как говорит Нанули Алборова, религиозные праздники нужны. «Но поклонение Богу не означает, что надо напиться. Почему мы все воспринимаем в извращенном виде? Для истинно верующих людей поклонение Богу – это преклонить колени, зажечь свечу, сказать спасибо Богу и помолиться. Но у нас почему-то считают обязательным выпить все вино, которое забирается с собой на праздник. Нигде в книгах по истории нашего народа, его традиций и обычаев нет такого, чтобы люди напивались на религиозных праздниках. Религиозные праздники должны призывать нас к порядку, а не к пьянке», – отмечает она.

Для упорядочения религиозных праздников необходима активизация усилий представителей осетинской интеллигенции и научных кругов. Здесь крайне полезным окажется показательное празднование нескольких религиозных праздников с участием интеллигенции, т.е. провести праздники в их исконно народном, традиционном виде, чтобы на примере показать, как отмечали праздники в старину. В быту же и в семьях положительный пример должен исходить от старших, глав семейств, ведь молодежь берет пример от старших. В Южной Осетии необходимо воцарить культуру умеренного пития. Пришло время, когда народную мудрость «хмель шумит – ум молчит» мы должны заменить на состояние, вынесенное в заголовок статьи.

Сармат КОЗАЕВ