Цхинвал! Как много в этом слове…

В столице Южной Осетии состоялась конференция, посвященная проблемам сохранности памятников культурного наследия и исторического облика города Цхинвала.

В ней приняли участие представители научных кругов, политические и общественные деятели, в том числе спикер Парламента Анатолий Бибилов, директор ЮОНИИ Роберт Гаглойты и другие. Организатором конференции выступило Министерство культуры РЮО, в частности отдел охраны памятников.

Начальник отдела Нелли Табуева, открывая конференцию, выразила слова благодарности всем, кто оказался неравнодушным к вопросам защиты памятников истории и культуры, и подчеркнула, что несмотря на то, что город отстраивается и приобретает столичный вид, исторический облик старого Цхинвала все же теряется, поэтому нужны меры по его сохранению для будущих поколений. Рассказывая об истории основания города Цхинвала персидским царем Асфагуром из династии Аршакидов в 262-265 годах, Нелли Табуева с сожалением отметила, что наш город до сих пор не исследован.

Основными источниками по истории осетин принято считать грузинские и армянские источники. Не проводились и планомерные, систематические раскопки, и только лишь случайные, эпизодические раскопки выявили в нашем городе памятники эпохи камня, бронзы, и железа. «Это говорит о том, что Цхинвал древний город и заслуживает более чем уважительного отношения», – сказала она.

Для обсуждения и решения вопросов защиты памятников истории и сохранения исторического облика отдел охраны памятников раз в два года проводит конференцию. Первая состоялась еще в мае 2008 года, когда было предложено правительству объявить восточную часть города историческим поселением. Однако этого не успели сделать, а последующая военная агрессия Грузии нанесла огромный ущерб историческим памятникам города, свой негативный вклад внесли и строительные организации, восстанавливавшие эту часть города.

По словам начальника отдела охраны памятников, сегодня необходимо сохранить то, что еще осталось, и выработать концепцию сохранения исторического облика г.Цхинвала. «Я нашла в архивах план крепости в черте города с 6 башнями, сейчас из них осталась только одна, так называемая башня Читаевых и еще одна стена, которая стала частью жилого дома. В будущем, когда экономика РЮО встанет на ноги, мы раскопаем нашу крепость и уверена откроем новые тайны. Кроме того, в Цхинвале было большое количество церквей и древних церковных сооружений. Поскольку наш город был торговым центром, следовательно, здесь были различные поселения – еврейское, армянское, лекское, осетинская слобода и т.д.», – отметила Нелли Табуева.

По информации археологов, в исторической части города было зафиксировано более 25 часовен-храмов. В частности, одна из них располагалась на ул. Алана Джиоева, там, где потом была первая школа, а сейчас футбольное поле. В конце этой улицы тоже была церковь. Во дворе лесокомбината располагалась церковь Святого Николая, чуть дальше и сегодня есть часовня Николая Чудотворца. По ул.Хетагурова были две церкви, одна – напротив сегодняшнего здания МВД, а другая – не доходя до здания Парламента. Еще одно церковное сооружение было возле магазина «Андрей». Такое обилие религиозных сооружений и священных мест, видимо, послужило почвой для возникновения легенд о существовании неких энергетических центров на территории Цхинвала. По словам докладчицы, затронувшей эту тему, историк Тамара Николаевна Шавлохова в свое время познакомилась с человеком, приехавшим в Цхинвал по поручению гитлеровского ордена Ананербе специально, чтобы проверить наличие здесь энергетических зон. Район часовни Николая Чудотворца рядом с лесокомбинатом он определил как один из таких центров.

Нелли Табуева также добавила, что вред историческим памятникам наносят и попытки несанкционированной реставрации, в частности, речь идет о все той же самой часовне Николая Чудотворца и других памятниках.

Актуальность проблемы, поднятой организаторами конференции, подтвердил и председатель парламента Анатолий Бибилов.

Он предложил всем, кто занимается вопросами охраны памятников, обращаться в Парламент республики с целью разработки и совершенствования законодательства по охране и защите памятников культуры и архитектуры. «Если необходимо принять более радикальные законы по охране наших исторических памятников, мы с удовольствием примем в этом участие», – отметил спикер парламента.

По его мнению, в процессе восстановления и защиты исторического облика города Цхинвала более активное участие должны принимать бизнесмены, занимающиеся меценатством.

Анатолий Бибилов также отметил необходимость целенаправленного и углубленного изучения истории г.Цхинвала. «Что нам мешает послать в Армению, в их архивы, представителей наших научных кругов, чтобы изучить имеющиеся там источники по истории Осетии. Ничего сложного в этом нет. Единственное и самое главное – это наличие такого желания», – сказал спикер.

В своем выступлении Анатолий Бибилов обратил внимание и на то обстоятельство, что нельзя противопоставлять «Ирон агъдау» и христианство, поскольку предки осетин – аланы приняли христианство, о чем свидетельствуют многочисленные церковные сооружения на территории Осетии. По его словам, восстановление памятников истории, древних храмов будет способствовать возрождению православного христианства и того понятия «агъдау», которого придерживались наши предки.

Весьма интересные факты о жизни старого Цхинвала прозвучали в выступлении старшего преподавателя кафедры русского языка ЮОГУ Джульетты Остаевой. Колоритный облик старого города, имеющий интернациональный характер, вбирал себя яркие черты населяющих его народов, включая русских и казаков, бежавших сюда от раскулачивания и голода, армян, евреев, украинцев и др. В Цхинвале были красильные мастерские, было купеческое сословие, представленное в основном армянами – Мебурнутовы, Налбандовы, Папиевы и т.д. С другой стороны, было большое количество евреев, которые занимались мелкой торговлей. Русские и украинские казаки были представлены такими фамилиями, как Уваровы, Пономаревы, Казимировы, Кожуховы и многими другими. В городе было и немецкое поселение, располагавшееся в районе пивзавода, многие немцы работали преподавателями, специалистами в различных отраслях. Правда, с началом войны их всех выселили.

Свой вклад в неповторимый колорит Цхинвала вносила целая прослойка осетинской интеллигенции, многие представители которой жили по улице Осетинская. Одним из них был замечательный учитель Ника Ханикаты.

«Я его уже застала стариком, он часто сидел на крылечке своего дома, располагавшегося в центре улицы Осетинской. Символ города, лучший учитель, который не только учил, но и написал историю этого города. Конечно, главное – сохранение памятников, а что, разве люди не памятники, о них ничего не надо знать? Люди передают ту ноосферу, без которой нельзя жить», – подчеркнула Джульетта Остаева.

На этой же улице проживали два писателя – Коста Фарниаты, ставший жертвой репрессий 37 года, и Сико Кулаев.

Джульетта Остаева вспомнила также о таких деятелях, как Федор Парастаев – директор второй школы и его сын Андрей, бывший в одно время проректором ЮОГПИ, а уехав из Южной Осетии в Москву, стал заместителем министра просвещения РСФСР.

Научный сотрудник ЮОНИИ Зара Абаева со своей стороны предложила на домах, где жили известные люди, устанавливать мемориальные доски, а Джульетта Остаева, продолжая тему, предложила создать в Южной Осетии литературный музей. «В нашем городе в общей сложности 62 писателя живых и ушедших, и нет литературного музея», – отметила она.

В выступлении Роберта Гаглойты внимание собравшихся было обращено на археологические памятники близ города Цхинвала, в частности, речь шла о крупнейшем памятнике эпохи энеолита, – Нацаргора, а к югу от сельхозтехникума находится крупнейший могильник эпохи бронзы.

Он рассказал и о таком интересном факте, как водоснабжение Цхинвала в 14-18 веках, когда со стороны Тбет в город шли три линии глиняных труб диаметром от 47 до 52 см, причем одна из них доходила до села Никоз.

В целом собравшиеся представители общественности города с сожалением констатировали, что очень многое из наследия старины утеряно. Чтобы хоть как-то остановить этот процесс, Нелли Табуева предложила создать Общественный совет из числа старожилов города, который будет держать в поле зрения вопросы защиты и сохранения исторического облика города Цхинвала.

Как выяснилось, несмотря на актуальность обсуждаемой тематики, на конференцию не пришел и архитектор города, хотя организаторы заблаговременно уведомили его об этом.

По итогам работы конференции, ее участники приняли соответствующую резолюцию.

А. ГЕРГАУЛОВА