Транскавказская автомагистраль пролегает по одному из красивейших мест Южной Осетии – Дзаускому ущелью. Излишне расписывать красоты здешней природы, поскольку все мы, жители республики, имеем возможность любоваться ими, хотя бы изредка проезжая по этим местам, а порой даже не замечая (глаз привык) ни поросших хвойными деревьями склонов, ни бурных вод студеной горной реки Лиахва и ее притоков, ни кристально-чистого воздуха, настоянного на ароматах смолы и буйной растительности, который, кажется, можно даже пить. Ну а многочисленные гости, приезжающие в Южную Осетию из различных уголков ближнего и дальнего зарубежья, могут лишь восторгаться и ахать, крутя головы на 360 градусов и любоваться первозданностью горной природы.
Как правило, дальняя дорога располагает к романтике: так и тянет расположиться вон на той уютной поляне у подножия горы или развести костер прямо на берегу реки, пожарить шашлыки, искупаться в речке, позагорать, одним словом, передохнуть и продолжить путь… А можно остановиться у одного из придорожных кафе-забегаловок и заказать меню для пикника или посидеть в тенистой плетеной беседке, нависшей над ручьем.
Вариантов приятного времяпрепровождения множество, надо только выбрать наиболее подходящий. Но так или иначе, все мы любим по дороге в Цхинвал остановиться где-нибудь в Багиата и «перекусить».
Мы хорошо помним лихие 90-е, когда каждый выживал как мог: открывались всевозможные кооперативы, ларьки, палатки, множилось число частных предпринимателей. После многолетнего застоя и тотального дефицита витрины магазинов запестрили красочными обертками и упаковками неведомых нам доселе товаров. То был пик расцвета мелкого бизнеса, челночества: купить – продать. Именно в ту пору вдоль Транскавказской автомагистрали стали, словно грибы после дождя, расти многочисленные лачуги и навесы, где путники или просто выехавшие на отдых горожане и гости могли заказать национальные хабизджынта, сочный шашлык, напитки на любой вкус.
Помню, в ту пору нам с мужем приходилось по делам бизнеса часто ездить по этой дороге. Естественно, мы тоже хотели отведать шашлыка, перевести дух после дальней дороги, а потому выстаивали нешуточные очереди за заказанными блюдами. Говорю это к тому, что движение на трассе тогда было очень оживленное. Оно и понятно, население города и в целом Южной Осетии было в те годы гораздо больше, чем сейчас.
Мы особо и не привередничали по поводу низкопробного «сервиса», (хотя это слово здесь вообще неуместно), поскольку было романтично посидеть часок-другой в наспех сколоченном шалашике, пообщаться с друзьями, выпить доброго винца, отведать домашнего пива, попеть песни, да просто весело провести время. А зимой, – так вообще сказка! Продрог в дороге, время позднее, темноту разрывает лишь свет от фар машины, а по обочинам призывно светятся оконца крохотных строений, где в тесных комнатушках жарко пылает огонь в печке, а хозяева радушно предлагают погреться, пока будет выпекаться заказанный картофджын или жариться шашлык.
Я так расписалась о романтике тех лет, словно все было гладко в нашей жизни. Отнюдь, все было в точности до наоборот. Времена были тяжелые. Мы годами сидели без света и газа, что уж говорить о других лишениях. Помню, поздним зимним вечером к нам из Владикавказа приехал наш родственник. У нас привычно горела керосиновая лампа, а все домочадцы расположились возле дровяной печки, поскольку отапливалась только одна комната во всем доме. Гость был в таком восторге от этой картины: «Вот это романтика! – восклицал он. – Свет от лампы, тепло от печки…За окном метет метель, а ты сидишь в тепле, пьешь чай, беседуешь или читаешь интересную книжку…» Романтизма у гостя поубавилось уже спустя пару дней, когда спать надо было ложиться в ледяную постель, а тепло в печке постоянно контролировать и поддерживать, и он срочно засобирался домой…
Лишенные всего, для нас и лачуги вдоль Транскама были привычны, а потому не раздражало ни отсутствие водопровода (с этим и в городе постоянные проблемы), ни канализации…
Но прошли годы… Жизнь стала привносить в наш быт свои коррективы.
Сегодня, когда с каждым днем многое меняется в лучшую сторону, вопросы неустроенности быта отпадают один за другим, нам уже мало довольствоваться тем, что имеем. Движение на Транскаме весьма оживленное, к нам сюда часто ездят различные делегации и высокопоставленные гости, и эти некогда популярные придорожные забегаловки утратили свою актуальность и позакрывались один за другим. Правда, не все. В оставшихся с прежних лет мало что изменилось в плане бытовых удобств: территории не облагорожены, нет парковок для машин, не отвечают современным требованиям кухни и помещения для посетителей, не говоря уже о туалетах и водопроводе. И не потому, что владельцы не хотят развивать свой бизнес или не заботятся об удобстве клиентов. Напротив, многие сетуют на то, что при всем их желании выстроить красивые кафе-рестораны со всеми удобствами, отвечающие всем современным требованиям, им мешает отсутствие права на долгосрочную аренду земли, которое по настоящий момент выдается всего лишь на один год, а по истечении этого срока вновь продлевается на такое же время. И так уже в течение более двадцати лет! Парадокс! Ведь априори эти кафе существуют много лет. Так почему не дать их владельцам право считать их своей частной собственностью, чтобы уже с уверенностью в завтрашнем дне выстроить красивые капитальные помещения, возможно, даже в национальном стиле, чтобы уже на полпути в Южную Осетию гость имел представление о том, куда он едет, какова культура осетин, какие у нас национальные блюда и т.д. Неужели это так сложно сделать уже сегодня, чтобы не откладывать в долгий ящик? Ведь в конечном счете выиграем все мы.
Дзерасса Хубаева