«Тиль Уленшпигель»: на югоосетинской сцене покажут музыкальный спектакль

Юго-Осетинский государственный драматический театр в марте представит на суд цхинвальских театралов новую постановку – музыкальный спектакль «Тиль» по сатирической пьесе Григория Горина режиссера Казбека Джелиева.
Несмотря на молодость, Казбек Джелиев успел составить о себе в Южной Осетии солидное реноме, произведя впечатление на зрителя успешными работами. Его «Дон Жуан» и «Черная бурка» вызвали широкий резонанс во многом благодаря неординарному прочтению знакомых сюжетов, тонкой проработкой образов и качественной сценографией. Неудивительно, что к новой постановке режиссера приковано повышенное внимание, югоосетинская публика с нетерпением ожидает фирменных «фишек» Джелиева и интригующих поворотов сценария.

На пресс-конференции в Спутник Южная Осетия Казбек Джелиев и исполнители главных ролей в спектакле – актеры Игорь Тедеев, Инга Маргиева и Вадим Зассеев рассказали журналистам о непростых моментах, связанных с раскрытием глубоких и ярких образов персонажей пьесы, их внутреннего мира и драматических взаимоотношений. По их общему признанию, постановка стала вызовом не только профессиональным навыкам, но и повлекла за собой глубокие личные переживания. Впрочем, о главных тайнах закулисья спектакля режиссер и актеры предпочли умолчать, сохраняя интригу до премьеры.

ПЬЕСА, К КОТОРОЙ ПРИВЕЛА СУДЬБА
Для Казбека Джелиева постановка «Тиля» имеет особое значение, поскольку эта пьеса была его дипломной работой во время учебы в Театральном институте имени Б. Щукина.
«В югоосетинской студии Театрального института имени Б. Щукина, в котором учился и я, спектакль «Тиль Уленшпигель» по пьесе Григория Горина ставила художественный руководитель курса Анна Дубровская. Это была наша дипломная работа. Нам тогда не удалось показать ее югоосетинскому зрителю, но в Северной Осетии постановка имела блистательный успех. Я часто вспоминал об этом спектакле. Наверное, как-то звезды сошлись, и я предложил его руководству театра, – признается режиссер. – Моя идея также встретила поддержку со стороны министерства культуры. Это очень символичная работа для меня, возвращение к началу творческого пути. Своего рода выбор судьбы».
По словам Джелиева, процесс подготовки оказался сложным, но вдохновляющим. Постановка сохранила основные идеи Горина, однако режиссер внес в нее авторские штрихи, которые отразят его собственный опыт и эмоции.

ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ АКТЕРОВ
Актеры, занятые в постановке, рассказали о своих ролях и трудностях, с которыми они столкнулись. Игорь Тедеев, исполняющий роль Ламмы Гудзака, друга Тиля, отметил, что работа над образом стала для него серьезным испытанием, поскольку он только недавно пришел в театр.
«Для меня это первый большой проект. Я учусь проживать характер моего героя. Сложностей было немало, но благодаря поддержке режиссера я верю, что справлюсь», – сказал молодой актер.
Инга Маргиева, играющая в спектакле мать семейства, отметила, что она возвращается к роли, которую исполняла 11 лет назад. Однако ее взгляд на героиню изменился.
«Когда играла эту роль в молодости, была юной девушкой, а сейчас, будучи матерью и женой, намного глубже ощущаю судьбу своей героини. Она проходит через три совершенно разных этапа в жизни: от беззаботной девушки до опустошенной женщины, потерявшей все. В конце пьесы мы видим абсолютно разоренное, выжженное поле, она теряет любимого человека, единственный смысл жизни. И такая трансформация происходит на глазах у зрителей. Это сложная, но интересная работа», – отметила Инга Маргиева.
Она призналась, что для более глубокого вхождения в образ опиралась не на пьесу, а на роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле».
«Горин писал свою пьесу по мотивам этого романа, где трагическая судьба главных героев очень тонко представлена. И весь ад, который пережили эти люди, изложен очень эмоционально», – добавила Инга Маргиева.
Вадим Зассеев, исполняющий роль главного героя Тиля Уленшпигеля, рассказал о личном восприятии сюжета драмы, назвав захватывающей историю, отражённую в произведении.
«Тиль – это собирательный образ разных героев. Он одновременно шут, Дон Кихот и ярый борец за справедливость. Его путь – это огромная трансформация, полная трагических переживаний. «Очень интересно и в то же время опасно воплощать на сцене роль с такими яркими контрастами. Важно не перейти грань и не переиграть», – сказал Вадим Зассеев.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ
Казбек Джелиев уверен, что сюжет постановки актуален для современного югоосетинского общества, поскольку в нем затрагиваются вечные темы свободы, справедливости, борьбы с предательством и бесчеловечностью. «Борьба жителей фламандского города Даме за свою свободу живо перекликается с тем, что пережила Южная Осетия. Ставя здесь третий спектакль, не понаслышке успел понять настроения и ценности населения республики, для которого особое значение имеют такие понятия, как свобода и единство осетинского народа. Я бы хотел, чтобы этот очень важный момент прозвучал на осетинской сцене. Основной посыл «Тиля» в нашей интерпретации заключается в том, что мы должны сплотиться вместе в борьбе за успех и свободу своей страны. Если зрительская аудитория воспримет мысль, которую мы хотим донести, то это будет большой победой для нас», – подчеркнул режиссер.
Инга Маргиева со своей стороны поддержала посыл Казбека Джелиева, выразив уверенность в том, что спектакль никого не оставит равнодушным.
«И тогда в 16 веке во Фландрии, и сегодня в 21 веке в Юж-ной Осетии люди хотят одного и того же – свободы, справедливости, растить в безопасности своих детей, любить и быть любимыми. Возможно, пьеса не всем понравится, но равнодушных точно не останется», – считает она.
На пресс-конференции режиссер также обратил внимание на сложность постановки с точки зрения технического исполнения, отметив, что перед актерским составом, режиссером и постановочными цехами театра стояли непростые задачи.
«Постановка сама по себе сложная в первую очередь в техническом плане. По сценарию это яркое представление, где множество песен и пластичных зрелищных танцев. Особое внимание уделено музыкальной и визуальной составляющим спектакля. В частности, в постановке используется музыка Геннадия Гладкова, написанная для фильма и постановки в Ленкоме. В качестве сценографа выступает Давид Найфонов, главный художник филиала Мариинского театра во Владикавказе, а за хореографию отвечает Георгий Келехсаев.
«У нас собралась креативная команда по постановке спектакля. «Тиль» станет серьезным испытанием и для молодых артистов, впервые выступающих в таких масштабных ролях. Однако рассчитываю, что выбранный состав справится. Самое главное, что ребята любят театр и уважают друг друга. Это создает необходимую дисциплину. Конечно, театр – это всегда загадка, но я верю, что у нас все получится», – отметил Джелиев.

ОЖИДАНИЯ И ПЛАНЫ
Премьера спектакля запланирована на март, и она обещает стать важным культурным событием. «Мы хотим устроить маленький праздник театра, как говорил Вахтангов», – отметил К.Джелиев.
Спектакль обещает быть ярким, эмоциональным и масштабным. В нем задействованы около 20 артистов, и каждый из них стремится внести посильный вклад в создание сильного, глубокого произведения, которое никого не оставит равнодушным.

Алла ГЕРГАУЛОВА