Сегодня свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Государственной инспекции по безопасности дорожного движения. Замкомандира отдельного батальона УГИБДД МВД РЮО майор милиции Сослан Остаев рассказал нам о культуре вождения в Южной Осетии и о наиболее частых нарушениях ПДД.
Государственная автомобильная инспекция МВД СССР была образована в 1936 году. В Правилах дорожного движения 1936 года говорилось: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка – извозчику, извозчик – автомашине, а автомашина общего назначения – всем машинам специального назначения и автобусу».
Первые органы, контролирующие соблюдение установленных правил движения, были созданы в России Петром I в Санкт-Петербурге в 1719 году. Они регламентировали передвижение на лошадях. Транспортная полиция появилась в стране в 1809 году, сотрудники которой обеспечивали безопасность движения на реках и дорогах, сопровождали грузы для предотвращения хищения, в городах наводили порядок среди пешеходов.
Первые единые правила дорожного движения стали действовать в СССР с 1 января 1961 года.
Сослан Остаев работает в правоохранительных органах с 2009 года. Свою карьеру он начал со службы в ИВС и в рядах СОБР. Майор признался, что 16 лет назад выбрал профессию сотрудника МВД, чтобы обеспечивать свою большую и крепкую семью и за возможность участвовать в развитии государства путем обеспечения общественной безопасности в РЮО.
ОТ СПЕЦОТРЯДА ДО СОТРУДНИКА УГИБДД
«Работа в спецотряде и в ГИБДД отличается задачами и условиями службы. К примеру, в обязанности СОБР входит борьба с организованной преступностью, силовое сопровождение оперативно-розыскных и следственных действий, защита свидетелей и должностных лиц, освобождение заложников и ликвидация террористических групп и т.д. Сотрудники СОБР ежедневно тренируются и повышают боеготовность, чтобы быть готовыми к любым угрозам, быстро локализовать их.
Не менее важна работа ГИБДД, так как соблюдение ПДД на дорогах говорит о порядке и в самом государстве, и является показателем законопослушности в стране и уважения к закону. Как говорится, любишь родину, соблюдай её законы и порядок. Основная наша цель – профилактика дорожно-транспортных происшествий, чтобы снизить смертность и травматизм на дорогах и, конечно, контроль за соблюдением ПДД», – сказал он.
Сослан Остаев занимается организацией работы по воспитанию личного состава, укреплению дисциплины и законности, профессиональной подготовкой сотрудников, подбором и расстановкой личного состава с учётом деловых и моральных качеств подчинённых.
Важным направлением деятельности ведомства является профилактика нарушений ПДД. Сотрудниками Госавтоинспекции проводятся профилактические беседы, например, с воспитанниками и учащимися образовательных организаций.
ПОДРОСТОК ЗА РУЛЕМ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
«Процитирую В.В. Путина: «Сила нашей страны — в наших детях». К сожалению, нередки случаи, когда несовершеннолетние управляют транспортом. Это опасно как для несовершеннолетних, так и для других участников дорожного движения. А ответственность несут законные представители несовершеннолетнего – родители. На этот счет есть особое указание руководства, чтобы сотрудники при подозрении на вождение автотранспортом несовершеннолетним немедленно реагировали и проверяли. В случае выявления данного правонарушения вызывают законных представителей и к ним применяются штрафные санкции. Далее как с несовершеннолетним, так и с его родителями работают сотрудники ОПДН УВД г. Цхинвал», – отметил он.
Остаев считает, что с молодежью необходимо общаться и наставлять их на правильный путь. Он рассказал нам случай, о котором частенько вспоминает с улыбкой и пониманием, что принес пользу и обществу, и конкретному человеку.
«В начале службы я работал замкомандира взвода охраны и конвоирования в ИВС. По разным административным правонарушениям в ИВС периодически попадал молодой парень, на которого смотришь и понимаешь, что у него большой потенциал, его просто надо направить на правильный путь. Как-то завел с ним беседу о смысле жизни, ненавязчиво поделился мыслями, что когда человек рождается, его близкие просят создателя, чтобы он вырос хорошим и успешным человеком, и это цель каждого нормального человека. Прожигать молодость, говорю, легко, это удел слабых. Но найти работу, жениться и быть опорой и надеждой для близких — удел сильных людей. Беседа длилась долго. Но это был последний раз, когда парень оказался в ИВС. Спустя годы в парке ко мне подошёл молодой человек, напомнил о нашей беседе и поблагодарил как старшего брата. Он нашел работу, женился и воспитывает троих прекрасных детишек», – с улыбкой вспоминает Остаев.
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В Цхинвале наблюдается снижение количества дорожно-транспортных происшествий, число аварий сокращается по сравнению с предыдущими периодами. «Это связано не только с работой ГИБДД, но и с самими гражданами, участниками дорожного движения. От дисциплинированности участников дорожного движения, качественной подготовки водителей и состояния дорожной инфраструктуры зависит уровень безопасности дорожного движения. Нарушение ПДД, несоблюдение скоростного режима приводит к административным взысканиям, даже необратимым трагическим событиям, и об этом должен помнить каждый водитель», – сказал он.
Остаев заверил, что уровень культуры вождения за последние годы возрос. Приходит постепенное осознание, что безопасность обеспечивается, когда все составляющие комплекса действуют согласованно. Участники дорожного движения все чаще проявляют уважение и терпение друг к другу.
УГИБДД не забывает и о безопасности пешеходов, в частности, отдел дорожной инспекции и организации движения совместно со столичной администрацией на улицах наносят разметку пешеходных переходов, а также выявляют наиболее опасные участки для пешеходов. Но все это, по словам нашего собеседника, не имеет смысла, если и сами пешеходы не будут соблюдать ПДД.
«Бывают даже ситуации, когда виновником ДТП становится пешеход. Например, если он перебегал дорогу в неположенном месте, и водителю приходилось уворачиваться и т.д. Но, как правило, участник дорожного движения, будь то водитель или пешеход, признается виновным в ДТП в случае нарушения правил дорожного движения, повлекшего возникновение ДТП.
Вина может быть как умышленная, так и по неосторожности. Если выяснится, что причиной ДТП стали действия пешехода, то он, конечно, обязан возместить нанесенный ущерб», – уточнил майор милиции.
«БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД»
Проект «Безопасный город» – система для обеспечения безопасности, его влияние на снижение нарушений ПДД эффективно. «Система позволяет контролировать ситуацию на улицах, дорогах и других объектах. Был случай, когда виновник ДТП скрылся с места происшествия. Его удалось отследить и призвать к ответу благодаря системе слежения. Система предупреждает не только нарушение ПДД, но и другие преступления», – констатировал он.
ПЬЯНЫЙ ЗА РУЛЕМ – ПРЕСТУПНИК
За последнее время реже встречаются водители, управляющие транспортными средствами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Эта категория нарушителей ПДД представляют наибольшую опасность для участников дорожного движения. Вождение в нетрезвом состоянии опасно для всех участников дорожного движения. За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения предусмотрено наказание, включая лишение водительских прав и штрафные санкции.
Работа инспекторов ДПС требует постоянного напряжения, как физического, так и эмоционального. Сотрудник ГИБДД взаимодей-ствует с участниками дорожного движения, проводит профилактические беседы. В связи с чем может вызывать недовольство у водителей.
«Иногда водители выплескивают негатив на инспекторов, высказывают недовольство и провоцируют на конфликт.
Это как в анекдоте… Гаишник останавливает нарушителя за превышение скорости. Проверил его права, страховку и выписал ему штраф. Расстроенный водитель спрашивает у полицейского:
– Товарищ лейтенант, не возражаете, если я вам задам вопрос? Вот посмотрите на все машины, которые мимо нас проезжают, ведь как минимум 75% из них превышают скорость. А вы остановили именно меня, почему?
– Вы когда-нибудь были на рыбалке?
– Да.
– И всех рыб поймали?», – рассказал Остаев.
ПОРА УЖЕСТОЧАТЬ МЕРЫ НАКАЗАНИЯ
На днях в парламенте обсудили проект закона «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения», предусматривающий ужесточение наказаний за нарушения ПДД.
Сослан Остаев считает, что ужесточение наказаний за нарушения ПДД – необходимая мера.
«За нарушение ПДД, в частности, за несоблюдение дорожных знаков и разметок, предусмотрен штраф в размере 100 рублей. А был бы штраф 500 рублей за это нарушение, то водитель бы подумал, прежде чем, к примеру, заезжать на пешеходный переход. То же самое с сигналом светофора, из-за проезда на запрещённый сигнал светофора случаются многие ДТП, а штраф – 250 рублей.
Думаю, пора ужесточать меры наказания за нарушение ПДД для тех, кто не уважает порядок в собственной стране!», – резюмировал Сослан Остаев.
М. БЯЗРОВА