Соблюдаются ли санитарные нормы и правила в объектах «готовой кухни»?

Словно грибы после дождя в нашем городе появилось много объектов так называемой готовой кухни, а также по изготовлению осетинских пирогов, кондитерских изделий. Для ленивых хозяек – это настоящее спасение. Объекты «готовой кухни» выручают и многих офисных работников во время обеденного перерыва.

Наибольшим спросом, как признаются работники «готовой кухни», у потребителей пользуются пирожки и осетинские пироги. Хотя ассортимент блюд, как правило, довольно широкий. Прилавки изобилуют разными яствами, от салатов до мясных деликатесов. Но, будем откровенны, качество продукции нередко вызывает сомнения у взыскательных потребителей. Мы часто задаемся вопросами: проверяется ли соответствующими службами качество реализуемой в данных объектах продукции? Соблюдаются ли санитарно-гигиенические правила в процессе изготовления блюд?

По словам председателя Комитета Юго-Осетпотребнадзора Марины Кочиевой, специалистами возглавляемого ею ведомства в 2016 г. было проверено 95 объектов общественного питания, в том числе рестораны, кафе, столовые, готовые кухни, мини-пекарни, цеха по изготовлению осетинских пирогов, кондитерские цеха.

«Одно из важных требований к персоналу «готовой кухни» – это наличие медицинской книжки. Они обязаны при поступлении на работу пройти медосмотр и затем периодически его проходить 1 раз в 6 месяцев», – говорит Марина Кочиева.

В перечень требований, кроме того, входят: наличие помещений -гардеробных, где нужно оставлять верхнюю одежду, обувь, головные уборы, личные вещи; работать надо в чистой спецодежде, убирать волосы под колпак или косынку; снимать ювелирные украшения, часы, коротко стричь ногти, не покрывать их лаком; не курить и не принимать пищу на рабочем месте.

По словам главного санитарного врача, требования к работникам объектов общественного питания с каждым годом становятся все жестче.

В своей деятельности Юго-Осетпотребнадзор руководствуется санитарными правилами: «сан-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продуктов сырья», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РЮО» от 30.06.2010 г., Законом РЮО «О защите прав потребителей», кодексом об административных правонарушениях и т.д.

Согласно закону, объекты готовой кухни проверяются в год один раз, с учетом перепроверки – 2 раза. Но в случае поступившей от потребителя жалобы или обращения специалисты Юго-Осетпотребнадзора имеют право провести дополнительную внеплановую проверку конкретного объекта.

«В случае выявления нарушений в первую очередь даем предписания предпринимателю об их устранении в определенный срок. Далее выносятся штрафные санкции. Причем кодекс об административных правонарушениях постоянно меняется, и там суммы предусмотренных штрафных санкций не маленькие, особенно для юридических лиц, – отмечает М. Кочиева. – В случае неисполнения предписаний приходится через суд закрывать объект. В настоящее время готовим материалы по двум таким объектам».

По словам Марины Кочиевой, помимо этого, в настоящее время рассматриваются две жалобы. «Они касаются двух объектов готовой кухни, которые в целом находятся в хорошем состоянии, но мешают рядом живущим людям, так как эти объекты расположены в непосредственной близости к жилым домам и нарушаются требования санитарно-защитной зоны. Будем ставить вопрос о закрытии этих объектов или предлагать этим предпринимателям поменять вид предпринимательской деятельности», – заявила главный санитарный врач.

М.Кочиева отмечает, что периодически во время проверок выявляются нарушения санитарных норм, например: несвоевременное прохождение медосмотра, отсутствие полного комплекта спецодежды, недостаточное моечное оборудование, неудовлетворительные результаты бактериологических исследований смывов, отсутствие маркировки или частичная маркировка, нарушение товарного соседства, отсутствие разрешительных документов, прейскуранта, отсутствие меню с выходом готовых блюд, отсутствие технологических карт, сопроводительных документов на мясо и т.д.

При этом Марина Кочиева утверждает, что из года в год указанных нарушений становится все меньше и меньше. Это результат в том числе кропотливой работы сотрудников Юго-Осетпотребнадзора.

«Предприниматели не всегда с пониманием относятся к проверкам. Наши специалисты зачастую сталкиваются с озлобленностью, грубым отношением с их стороны, но в последнее время ситуация начала меняться к лучшему, – с удовлетворением отмечает главный санитарный врач. – Мы знаем характер своей работы, приучаем предпринимателя осуществлять свою деятельность в соответствии с законами. С каждым ведется индивидуальная работа и беседа. Если раньше с иронией относились к нашим замечаниям, то теперь четко знают – невыполнение предписаний санитарной службы грозит не только штрафными мерами как минимум, но и закрытием объекта. Как результат, постепенно санитарно-гигиенические нормы в поднадзорных объектах выполняются все лучше и лучше. Предприниматель стал более исполнительным и ответственным и начал лучше соблюдать законы, действующие на территории нашей республики».

Вместе с тем, по ее словам, проводится работа и с потребителями. У них много прав, зачастую о которых они забывают. Потребитель стал обращать внимание на нарушения и требовательнее относиться к соблюдению своих прав. И это дисциплинирует в том числе и предпринимателя.

По словам главного санитарного врача, жалобы по случаям отравлений продуктами «готовой кухни» непосредственно в Юго-Осетпотребнадзор поступают нечасто, но это, к сожалению, не говорит о том, что таких случаев не бывает. Однако для того, чтобы проводить эпидемиологическое расследование и наказать нарушителя, пострадавшему человеку необходимо в письменном виде обратиться в Юго-Осетпотребнадзор. «Если же человек попадает в больницу с признаками отравления, то в соответствии с законом, из лечебно-профилактического учреждения к нам направляется экстренное извещение и наша служба начинает свою работу по факту отравления. В 2016 году был один случай, когда целая семья отравилась продуктами готовой кухни. Данный объект, после проведенного обследования, был оштрафован на 23 тысяч рублей», – привела конкретный пример Марина Кочиева.

Она призывает жителей республики в случае нарушения своих потребительских прав обращаться в Комитет по защите прав потребителей и благополучия населения (Юго-Осетпотребнадзор).

Алена КАЗИЕВА