Школа, вуз и дошкольное обучение в ракурсе нового времени

5-го октября в Южной Осетии традиционно отмечают День учителя. Этот праздник в силу массовости и значимости профессии педагога в обществе занимает свое особое место в календаре дат, а его празднование становится поводом для осмысления тенденции в сфере образования. Между тем анализ сегодняшних тенденций показывает, что ситуация в сфере образования республики хоть и медленно, но начала претерпевать позитивные изменения, которые пока не всегда выражаются в существенном повышении уровня образовательного процесса, однако уже начинают приносить свои плоды.

Как неоднократно подчеркивала министр образования Марина Чибирова, образовательная среда республики стоит на пороге кардинальных перемен. В этом направлении Министерством образования и науки делаются первые шаги, разрабатывается план комплексных мероприятий по совершенствованию системы образования в целом. Причем акцент делается на том, чтобы, используя традиционный опыт, накопленный за все предыдущие годы, одновременно вести поиск инновационных форм обучения.

К профессиональному празднику многочисленного класса педагогов Министерство образования подошло с неплохим заделом, проведены знаковые мероприятия, на которых обрисованы основные контуры уже происходящих преобразований, обозначены сохраняющиеся болевые точки и перспективные планы с учетом анализа текущей ситуации. При этом ощутимая методическая и иная помощь продолжает оказываться со стороны российских коллег, в течение всего года регулярно принимавших участие в различного рода конференциях и круглых столах, посвящённых образовательной проблематике, а также проводивших мастер-классы с использованием инновационных методов. Помощь со стороны России выражается и в оказании помощи в вопросах повышения квалификации и подготовки кадров собственно на территории РФ. За истекший период около 170 работников сферы образования получили возможность повысить квалификацию в образовательных учреждениях городов Москвы и Владикавказа. В Северо-Осетинский Республиканский институт повышения квалификации работников образования были направлены преподаватели начальных классов, информатики и осетинского языка.

В целом образовательное ведомство Южной Осетии за текущий год оказалось в числе немногих госструктур, смело внедрявших новые подходы к работе и продемонстрировавших готовность к продолжению реформ, в том числе касательно расширения применения оправдывающих себя экспериментальных моделей образования. В данном случае речь идет о полилингвальной системе образования, на которое в начавшемся новом учебном году переведено большее число учебных заведений. Планируется и дальше продолжать поэтапный переход на модель поликультурной, полилингвальной образовательной программы национального образования, основной целью которой является формирование гармонично развитой личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящееся к пониманию других культур.

В 1-й, 2-й, 5-й, 6-й средних школах, школе-интернате, в Государственном лицее искусств по этой программе с 1 сентября начали обучаться по одному первому классу. Как отмечают в Министерстве образования, в прошлые годы были опасения по поводу возможного неприятия родителями системы национального образования, однако этого не произошло. Наоборот, как оказалось, родители проявляют активность, определяя своих детей в классы, обучающиеся по полилингвальной системе, что свидетельствует о качественном изменении ситуации в обществе в вопросе изучения родного языка и культуры.

Начало нового учебного года совпало и с началом внедрения нового государственного образовательного стандарта второго поколения, который будет поэтапно внедряться во всех школах Южной Осетии. Одна из главных целей нового стандарта – не только научить ученика читать и писать, а формировать у него мотивацию к обучению, привить универсальные учебные действия. Основной задачей образования теперь становится создание условий для развития школьника, которые обеспечат в будущем умение успешно действовать в обществе, быть конкурентоспособным и инициативным. С сентября обучение первоклассников в соответствии с новыми образовательными стандартами начнут во 2-й, 5-й и 6-й школах. Образовательные программы разрабатываются с целью формирования у детей умения ориентироваться в большом объеме информации. Учебный процесс при этом строится на межпредметных связях. Значительную роль во всестороннем развитии детей отводится и внеурочной деятельности, организация которой должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Теперь учащиеся могут выбрать для себя интересное занятие в виде кружков, спортивных секций, экскурсий и т.д.

Другой аспект новаций касается приобщения учащихся к информационным технологиям. В 21 веке, который по праву стал информационным, перед школой стоит задача привить учащимся необходимые навыки владения информационными технологиями. Поэтому с этого года школьная программа предусматривает даже в 1 классе наряду с изучением букв изучение клавиатуры компьютера. Новые стандарты в этом вопросе будут вводиться постепенно для того, чтобы все школы смогли создать соответствующие условия, в частности, речь идет о компьютерных классах, комнатах отдыха и др.

Нововведения заключаются не только во внедрении нового образовательного стандарта и моделей. Преобразования затронут и дошкольные учреждения, в которых на сегодняшний день значительно улучшились условия. Благодаря помощи Российской Федерации большая часть детских садов была отремонтирована. Тем не менее, все еще сохраняется проблема общедоступности дошкольного образования, так как более 40 процентов детей по разным причинам остаются неохваченными. В ряде населенных пунктов, где есть дети дошкольного возраста, детские сады и вовсе отсутствуют.

В системе дошкольного образования республики продолжается внедрение программы «Малусæг», разработанной авторским коллективом под руководством Зои Битарты. Первые результаты этой программы были продемонстрированы весной текущего года в ходе «Недели осетинского языка».

Одним из нововведений в образовательном процессе в новом учебном году также стало введение предпрофильной подготовки в 8, 9 классах и профильного обучения в старших классах. С нового учебного года на профильное обучение перешли 10-е классы трех городских школ. Цель данного новшества – дать учащимся более глубокие знания по профильным дисциплинам и развить у старшеклассников мотивацию к научной деятельности и др.

Без внимания не осталась система дополнительного образования, по части которой руководством республики поставлена задача расширить охват соответствующего возрастного контингента. Если ранее услугами системы дополнительного образования пользовались 60 процентов учащихся, то теперь этот процент растет.

Поставлена задача добиться полного охвата учащихся, дабы у детей не оставалось времени на бесцельное шатание по улицам. Учреждениям дополнительного образования поручено проводить более активную работу по вовлечению школьников в кружковую работу, повышать привлекательность кружков, разнообразить их виды с учетом потребностей и интересов учащихся. В этой области лидером по качеству и широте предлагаемых услуг продолжает оставаться Дворец детского творчества.

Со своей стороны государство за предыдущий период предпринимало меры по оснащению учреждений дополнительного образования, в частности, в рамках программы духовно-нравственного воспитания. Благодаря этой программе образовательные учреждения были оборудованы инвентарем и оборудованием, необходимым для развития дополнительного образования, в частности, национальной формой для самодеятельных коллективов, была организована работа тематических лагерей, проведены республиканские фестивали патриотической песни, всевозможные выставки и конкурсы. В прошедшем году в рамках реализации государственной программы духовно-нравственного воспитания на договорной основе была реализована программа школьного курса – основы осетинской хореографии для 5-6 классов. В новом учебном году предмет «Основы осетинской хореографии» введен уже в учебный план общеобразовательных школ республики. К изданию готовится пособие по данному предмету под авторством Мэлса Шавлохова.

При этом дополнительное образование, как составляющая единого образовательного пространства, в республике продолжает оставаться бесплатным, в то время как в Российской Федерации оно платное.

Планируется также обратить внимание на решение вопросов обеспечения дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Сложности военного периода и восстановительного процесса не позволяли республике приступить к решению этой, безусловно, важной проблемы. На сегодняшний день в республике нет дошкольных учреждений, которые бы оказывали специализированные услуги по образованию детей с выраженными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Между тем, по данным Минздрава таких детей в республике около 160. Единственное исключение – в школе-интернате г. Цхинвала предусмотрено три коррекционных класса. Здесь обучается 15 детей с задержкой психического развития. В Минобразовании предлагают решить эту проблему с помощью развития системы инклюзивного, интегративного дошкольного образования, а в сфере школьного образования – через развитие дистанционного, так называемого домашнего обучения по индивидуальным образовательным программам и путем оснащения имеющихся образовательных учреждений специальным оборудованием, обеспечивающим формирование безбарьерной среды.

Но реализация всех перечисленных аспектов напрямую зависит от объемов финансирования соответствующих образовательных программ.

В числе ближайших приоритетов сферы образования также обозначены – разработка проекта нового закона «Об образовании», дальнейшее осуществление необходимых организационно-правовых мероприятий, связанных с введением нового государственного стандарта начального общего образования, разработка и реализация программы социальной поддержки работников образования на селе, совершенствование всей нормативно-правовой базы, ориентированной на современную модель образования и др.

Вместе с тем, несмотря на заметные подвижки, важнейшей проблемой в сфере образования остается проблема квалификации работников всех уровней, в том числе в системе среднего профессионального образования.

Без решения этой проблемы повышение качества образования, несмотря на все реформы, представляется задачей трудновыполнимой. От исполнителей зачастую напрямую зависит успех тех или иных преобразований, тем более с учетом того, что внедрение новых образовательных стандартов, предусматривающих введение индивидуального подхода к учащимся, лишь повышает роль учителя в школе, требуя от него более гибких методов работы, большего знания психологии детей.

Ну и, конечно же, в данном случае нельзя пройти мимо главной кузницы педагогических кадров Южной Осетии – ЮОГУ, где также намечаются некоторые изменения, хотя, конечно же, отсутствие современных учебных корпусов мешает главному вузу республики в полной мере заниматься перспективным планированием своей работы и повышением уровня образовательного процесса. Однако же менять ситуацию надо, республика нуждается в действительно квалифицированных специалистах, а не просто многочисленных обладателях дипломов. Остается надеяться, что затянувшийся сериал под названием «строительство университета» с бесконечной переменой места расположения будущего вуза завершится благополучно, к обоюдной радости всех задействованных сторон.

Новое руководство вуза намерено обратить повышенное внимание на факультеты, готовящие кадры для школ республики, а также интенсифицировать взаимодействие учреждений среднего и высшего образования Южной Осетии, дабы совместными усилиями повысить качество подготовки учительских кадров.

К числу заметных событий в сфере высшего образования нельзя не отнести и проведение в Цхинвале   2-го съезда Ассоциации университетов самоопределившихся государств, входящих в состав Содружества за демократию и права народов. Обмен опытом между югоосетинскими, абхазскими и приднестровскими вузами, разумеется, может привести к взаимообогащению. Особый интерес представляет применение современных информационных технологий с элементами дистанционного виртуального образования в сфере высшего образования, которое успешно апробировано в Приднестровском госуниверситете.

Как хорошее начало, следует расценить и частое проведение лекций приглашенными лекторами в ЮОГУ.

Одним словом, текущий год для сферы образования республики выдался весьма активным и содержательным, доминирующий тренд при этом находился в плоскости поиска новых форм и методов работы. Дело теперь за практическим исполнением намеченных трансформаций.

М. ТЕДЕЕВА