Рутен Несторович Гаглоев родился 12 февраля 1888 года в селе Сидан Уанельского прихода Дзауского ущелья в многодетной крестьянской семье Гыби и Сабы Гаглоевых. «Эта дата значится в архивных данных НКВД», – сообщила нам внучка Рутена Бэлла Ботазовна Гаглоева.
«Отец семейства Гыби, несмотря на то, что был простым крестьянином, понимал значение образования в жизни человека и всячески старался дать достойное образование своим детям. Не покладая рук трудился он во имя заданной цели. И добился своего – все его дети получили высшее образование.
Рутен рос в с. Уанел в окружении красивейших горных вершин, покрытых вечнозелеными елями и соснами, старыми березами и пихтами. Красота окружающей природы трогала впечатлительного и даровитого мальчика, способствовала развитию эстетического чувства, хорошего настроения, прибавляла бодрости и силы.
Сам Рутен писал в своей автобиографии «…В первое время ходил подпаском (уалыгæс), затем пастухом (фыййау) на прекрасных горных пастбищах. Этот период моей жизни вселял в мою душу неимоверную любовь к нашей природе, к пастбищам, горам, ущельям. Бегая босиком за стадом, я наживал громадные трещины кожи на ногах. Мать ловила меня и сильно смазывала мне на ночь эти трещины козьим маслом (сывæр фиу)».
С 8 лет Рутена с младшим братом Ираклием отдали на учебу к Ника Ханикаеву, который после Тифлиса учительствовал в родном селе Згуыбир. Учил детей на дому. Проучились братья у Ника два года. Затем Рутен продолжил учебу в Рукской школе, учителем этой школы был Алексей Бегизов, большой патриот и хороший педагог. Жил Рутен у родственников – Плиевых. Мать Плиевых тоже была Гаглоевой (Гагуылен), замечательная женщина, которая относилась к Рутену как к своему родному ребенку. Позже Рутен учился в с. Корнис, учителем его был Пора Джиоев, будущий рецензент сборника «Ирон фæндыр» Коста Хетагурова, известный общественно-культурный деятель», – пишет Ирина Бигулаева в своей монографии о Рутене Гаглоеве.
По совету директора гимназии поступил в 1906 году на физико-математический факультет Московского университета, где проучился три года. Уже тогда Рутен интересовался строительством и инженерной деятельностью и вновь поступил на первый курс Московского высшего технического училища, которое окончил в 1913 году в звании инженера-механика.
Еще студентом Рутен Гаглоев чувствовал новое и передовое в строительстве.
КЕХВСКАЯ ТЕСНИНА
Его энергия и предприимчивость проявились уже в 1905 году. Он первым в Южную Осетию привез печатный станок с осетинским шрифтом и начал тайно печатать прокламации.
Бездорожье в Осетии и сегодня остается злободневной темой. В каком же состоянии дороги были 100 лет назад? Горные тропы часто проходили над обрывами, скользкие ступени, высеченные в скалах, представляли порой большую опасность для путников. Однажды свадебный кортеж, преодолевая отрезок Кехвской теснины, свалился в реку Лиахву и жених, и невеста погибли.
Кехвская теснина последний раз расширялась в начале нулевых в XXI веке. А 100 лет назад Рутен учился на последнем курсе в Москве, и написал прошение на имя царя Николая II, где просил выделить деньги на строительство дороги в районе Кехвской теснины. Он и сам не очень надеялся на положительный ответ, но произошло чудо. Царь велел спустить деньги на эти цели и они были пересланы в Горийский банк.
Молодой инженер разработал, отстоял и воплотил в жизнь свой вариант постройки участка пути, который сделал его намного безопаснее.
Скала была расчищена и «непроходимая» пешеходная горная тропа, благодаря блистательно проведенным инженерным работам Р. Гаглоева превратилась в широкую мостовую. Инженер Гаглоев счастлив от сознания того, что сделал.
ПЕРЕВАЛЬНАЯ ДОРОГА
Гаглоев был участником I мировой войны, он строил мосты для российских войск. Был возведен в чин прапорщика и унтер-офицера. В 1917 году он вернулся на родину.
В годы революционных потрясений Рутен оказывается в числе лидеров, возглавивших борьбу осетинского народа за свои права.
В июне 1920 года, когда грузинские меньшевики обрушились на Южную Осетию, он создает временные пути и переправы, спасая население, выводя беженцев за Кавказский хребет, в Северную Осетию. Тогда же приступил к осуществлению своего самого главного проекта – перевальной дороги. После Октябрьской революции Рутен приступил к строительству открытой колесной дороги через Магский перевал. Из Батуми в Дзау им было завезено в четырех железнодорожных вагонах огромное количество инструментов: 11 тонн английской стали для буров, 14,5 тонн скального пороха и 16 тонн динамита.
Бурное развитие политических событий не дало возможности Рутену достроить дорогу. Вскоре он был арестован по доносу и сослан в лагерь под Псковом. Но ему удалось бежать за границу. С 1921 по 1928 гг. он находился в эмиграции в Польше, Германии, Румынии, Франции… Работал в качестве конструктора технического бюро железнодорожных мастерских в Лапах, в качестве инженера большого дерево-отде-лочного завода во Ржеве, строил мосты в Польше, Румынии и т. д.
Живя за границей, Рутен душой и мыслями был в Осетии. Будучи в Польше, он составляет схему перевальной дороги через Рукский перевал с пересечением хребта тоннелем длиной 5,5 км. В истории Транскама этот вариант остался с его именем «Рутены вариант». Этот проект дороги считают наиболее успешным из всех существовавших. Дорога по его проекту прошла через Рукский перевал и получила название Транскавказской магистрали.
В 1928 году Гаглоев был отозван на родину. Он возглавлял отдел промышленности ЮОНИИ, был директором Цхинвальской ГЭС, преподавал в педагогическом институте.
В 1930 г. комиссия при научном институте поручила Рутену составление карты Юго-Осетинской автономной области. Над картой он работал в течение семи лет – с 1931 по 1937 год. Она была утверждена в Москве Институтом геологии и картографии в мае 1937 года.
В эти же годы он вновь приступает к осуществлению строительства перевальной дороги. Рутен занимался этой работой вплоть до 1937 года.
Именно благодаря усилиям Рутена Гаглоева была положена основа строительства Рукского тоннеля. Именно он произвел первый взрыв, возвещающий о начале разработок тоннеля через Главный Кавказский хребет. Именно Рутен Гаглоев начал строительство дороги от села Багиата к Рукскому перевалу.
Дорожные работы шли успешно, но были приостановлены в связи с его арестом. В 1937 году Р. Гаглоев был арестован и расстрелян в Тбилиси. Реабилитирован посмертно.
ПИСАТЕЛЬ И ПУБЛИЦИСТ
Гаглоев Рутен обладал и талантом писателя. Еще студентом начал пробовать себя в публицистике. Написал серию статей, которые опубликовал в газете «Ног цард». Здесь же в 1907 году были напечатаны его рассказы. Они появились в такой последовательности: «Жалоба», «Жук тоже ожил», «Шила в мешке не утаишь», «Честь», «Две дороги», «Жизнь». Кроме того, во многих номерах газеты были напечатаны очерки-хроники «Из жизни России». А вот рассказы, написанные им позднее («Настойчивый француз», «Душераздирающие поминки», «Осетинская речь в Европе») были опубликованы в осетинской газете «Хурзæрин» в 1927, 1928, 1929 годах. Из-за границы Рутен присылал корреспонденции – стихотворения, которые печатались в газете «Хурзæрин». В стихах он также думал о вековой мечте своего народа, о дороге, которая бы связала Юг и Север. Произведения Р. Гаглоева отражают его богатый народным фольклором язык и непрекращающуюся связь с судьбой осетинского народа.
Любовь к родине у Рутена Гаглоева выражалась не только в его мыслях, публицистических произведениях, письмах, рассказах, a во всем образе жизни. Он всегда пытался сделать что-нибудь практическое, полезное для простого человека.
По его инициативе был прорыт оросительный канал от села Kexви до Никози. Все жители окрестных сел благодаря воде, поступавшей по каналу, получили возможность заниматься земледелием и животноводством.
ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ
Рутен Гаглоев побывал во многих странах Европы (Польше, Румынии, Германии, Англии, Франции). Но где бы он ни работал, как бы он ни жил, мысли и душа его не расставались с Осетией. Сохранились его письма из-за рубежа, где он строит планы о строительстве перевальной дороги между Южной и Северной Осетией:
«…Уымæй фæстæмæ мæ зæрдæ,
Карздар цы хорзыл кæуы:
Сихор куы хæрин æз Дзауы,
Хсæвæр – Дзæуджыхъæуы!».
Он мечтал о возвращении на родину и осуществлении своих планов.
В этот период он пишет серию стихотворений и рассказов о своих впечатлениях о европейской жизни.
«…Ам мыггæгтæн сæ хуыздæр
Æз французæгты куы хонын:
Фæлмæн, цыргъзонд, сæ хуызæн
Ды paтт, Хуыцау, мæ хохæн.
Кæддæриддæр хæлддзæгæй:
«Пардон», «мерси» фæдзуры,
Нæ Симонау, æдзухæй
Йæ бинонты нæ суры…»
В 1928 году возвратился в Южную Осетию и приступил к проектированию дороги Зарамаг — Уанел протяжённостью 40 километра с тоннельным участком в 4,5 километров. О своём проекте написал статью «Осетинская перевальная шоссейная дорога», которая была опубликована в 1929 году в журнале «Фидиуæг» №№ 8-9.
В 1987 году в Цхинвале вышел посмертный сборник его произведений «Намыс».
НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
В 2000 году у меня состоялась встреча с Надеждой Николаевной Цховребовой, вдовой Рутена Несторовича. С трогательностью и любовью Надежда Николаевна рассказывала о том, как судьба ее, 16-летнюю девушку, свела и связала на всю жизнь с Рутеном Гаглоевым в далеком 1935 г.
«Порой я не могу вспомнить, что у нас подавалось на ужин, – рассказывала Надежда Цховребова, – а все, что связано с днями, вернее, 18 месяцами, которые я прожила с Рутеном, помню почти по дням».
Она в ярких красках описывала свадьбу с Рутеном, продолжавшуюся целую неделю, гостей, съехавшихся в их дом со всей Осетии. Среди них были известные в Осетии и за ее пределами личности: Алек-сандр Тибилов, Ражден Козаев, Сико Кулаев, Чермен Бегизов и многие другие.
18 месяцев – небольшой отрезок жизни женщины. Однако беседуя с Надеждой Николаевной, ясно осознавала, что эти месяцы протянулись через всю ее жизнь. Все эти годы она жила, словно оберегая светлую намять имени своего супруга, храня в сердце чистоту и любовь, которые она открыла через Рутена Гаглоева.
До конца своих дней Надежда Николаевна жила (Н.Н. Цховребова ушла из жизни в 2003 г.), следуя взглядам, принципам и идеям, которые ей разъяснял и которых придерживался Рутен Гаглоев.
16 июня 1937 года Надежда Николаевна стала матерью, а через месяц, 19 июля, она увидела мужа в последний раз.
«Завтра же я буду дома. Это какое-то недоразумение», – это были последние слова, с которыми Рутен обратился к любимой супруге.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Рутен Несторович Гаглоев был в числе тех, кто попал под ужасные жернова беспощадной мельницы человеческих судеб…
Высшая справедливость состоит в том, что мечта Р. Гаглоева все-таки осуществилась – дорога была построена и функционирует. Пусть и с отклонениями от его проекта, значение Транскама для Осетии трудно переоценить.
Даже если бы Рутен не вбил ни одного колышка в грунт дороги, то все равно за одну только его, без преувеличения, гениальную идею он достоин всяческого уважения и восхищения, не говоря уже о том, что был он яркой, запоминающейся личностью, абсолютно незаурядным и выдающимся человеком. Таким он и останется в благодарной памяти потомков.
Залина ЦХОВРЕБОВА