Ноябрь является периодом главного праздника традиционного религиозного пантеона осетин – «Джиуаргуыба». В преддверии этого дня вспыхивают споры, считать ли этот праздник связанным с почитанием православного Святого Георгия, или «Джиуаргуыба» – это все же празднество, соотнесенное исключительно с культом покровителя Осетии – Уастырджы. Не будем здесь развивать известную теологическую полемику, отметим лишь, что эта ситуация является свидетельством возросшего интереса общества к вопросам веры и в первую очередь к традиционным религиозным практикам.
Осетинам совершенно чужд религиозный фанатизм. Слепая вера во что бы то ни было никак не свойственна национальному характеру народа. Люди по большому счету воспринимали моления в традиционных святилищах не как культовую церемонию, а как традицию, идущую от предков, как народный праздник и достойный повод для столь любимого многими массового застолья.
Последние два десятилетия, принесшие Осетии крупные социально-экономические и военно-политические потрясения, отмечены возвращением к традиционным ценностям, а также активными попытками самодеятельного изучения, переосмысления и восстановления уходящих или утраченных институтов традиционной культуры. При этом традиционная культура осетин, осознаваемая в качестве главной этнодифференцирующей системы, породила целое направление литературно-публицистической деятельности, сделалась излюбленной темой средств массовой информации.
В Южной Осетии в религиозной сфере происходили практически те же процессы, что и на всем постсоветском пространстве. Возрос интерес к мировым религиям, увеличилось количество последователей сект, проявился неформальный интерес к традиционным верованиям. Сегодня возврат к традиционным истокам в сфере религии является одной из тенденций развития и осетинского общества.
И здесь, при всей положительной оценке всего того, что возвращает нас к традиционным ценностям, мы должны отметить некоторые тревожные тенденции, связанные с активностью различных религиозных центров в стране.
Послание к народу и Парламенту РЮО, с которым Президент Л.Тибилов выступил 19 февраля 2016 года, является программным политико-правовым документом, где собраны и отражены стратегические направления развития страны на ближайшую перспективу. В своем выступлении глава государства затронул основные вопросы внутренней и внешней политики государства. В документе были отражены перспективы экономического развития страны, а также вопросы идеологического характера. Среди последних и вопросы религии.
«Не могу не коснуться и непростого вопроса вероисповедания населения. Этот вопрос не праздный и вызывает вполне объяснимый и нарастающий интерес в обществе.
Несмотря на неоднозначное отношение отдельных граждан к религиозным вопросам, я ответственно подтверждаю и поддерживаю конституционное право каждого гражданина нашего государства на свободу совести и вероисповедания, – отметил глава государства. – При этом постоянно имею в виду и руководствуюсь на практике конституционным положением о том, что православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа. В вопросах вероисповедания мы видим нашу задачу в обеспечении баланса прав и обязанностей граждан, а также в защите нашего общества от проникновения в его среду вредоносных верований, религиозно-экстремистской идеологии. В нынешних конкретных условиях – это задача архиважная и на ее решение должны быть направлены усилия всех институтов власти».
Сегодня в политической сфере государству удается соблюсти весь возможный баланс между политическими силами в стране. И это при том, что в РЮО действуют несколько дееспособных политических партий, члены которых имеют вполне определенные властные амбиции. И постоянно генерируют их.
Но подобная ситуация существует и в религиозной сфере, где за души людей, а через это и за мирское влияние, также борются религиозные центры. И в этой сфере также необходимо медиаторство государства.
В Конституции РЮО православие и традиционная религия осетин уравнены в правах. Однако каждый из двух столпов религиозного базиса югоосетинского государства имеет разный уровень представительства в обществе.
Православие является классической государственной религией, так как имеет свои институты представительства: организационную ступенчатую структуру, служителей, стройную систему отправления культа, упорядоченный церковный календарь, юридически определенные отношения с государством на основе Конкордата.
Традиционные верования на данный момент представлены в системе государства формально. Здесь нет своих служителей культов, постоянно действующих святилищ, нет и оформленной религиозной догмы. Положения традиционных верований, изложенные в учении «Уацдин», больше напоминают общие размышления, чем упорядоченные постулаты. Однако это направление находится на подъеме и конституциализация традиционных верований произойдет уже в ближайшее время.
Важность традиционных верований в современном осетинском обществе признают не только в Южной Осетии. Всем нам известен пример, когда глава РСО-Алания В.Битаров стал инициатором того, чтобы новое правительство Северной Осетии начало свою работу с молений в роще Хетага.
Но в формировании новой редакции традиционных верований не может не настораживать некоторый радикализм. В последние годы центром пропаганды сакрального наследия предков осетин стало святилище «Реком», что в Цейском ущелье. Именно здесь и проходит, образно говоря, главный съезд адептов народной веры осетин. Но в текущем году было установлено правило, по которому к празднеству не допускались люди, носящие крест. Не знаем, чем руководствовались организаторы сакрального действа, но такая категоричность едва ли имеет рациональную основу. Это то же самое, если бы в православные храмы впускали людей исключительно с нательными крестиками.
Как показывает опыт, всякая регламентация, ограничения и условности только гасят в людях истинный свет веры.
Большое значение вопросы религии имеют не только для личного мироощущения, но и для общества. Православие в РЮО является не только средством отправления религиозного культа, но и формой обретения общего духовного пространства с Россией. А традиционные верования стали одним из средств национальной идентификации.
Руководство страны не остается в стороне от религиозной жизни. Президент Л.Тибилов, как гарант Конституции, одинаково уважительно относится и к православию во всех его представительствах, и к традиции отмечать народные религиозные праздники. Ни одно важное богослужение в православном храме Аланской епархии не обходится без его участия, не обделяет вниманием Президент и традиционные празднества. Все это не ограничивается, конечно же, только участием в церковной службе или молениях в святилищах. Аланской епархии оказывается посильная финансовая помощь, есть личный вклад главы государства и в строительство традиционных святилищ.
Леонид Тибилов понимает единство и сплоченность в обществе не только в связи с политикой, но и в категориях религии и веры. А это порой сложнее, чем найти компромисс среди политических воззрений в нашем социуме.
Важным фактором не только религиозной, но и общественной жизни Южной Осетии являются секты. Уполномоченный по делам религии при Президенте С.Хубаева недавно обозначила стойкую тенденцию к увеличению в Республике числа последователей религиозной секты «Свидетели Иеговы». По ее словам, их число возросло до одной тысячи по всей Республике. Она отметила, что религиозные секты активизировали свою деятельность и в сельских районах. Действительно, в Республике уже сложились свои центры, где та или иная религиозная секта имеет основательное присутствие. Это город Квайса, поселок Знаур, селение Дменис.
Еще одним религиозным объединением, действующим на территории Республики, является «Христиане Веры Евангельской» – «пятидесятники». Численность их последователей по Республике доходит до 1000 граждан. В рядах адептов сект учителя, служащие, работники правоохранительных структур, журналисты, преподаватели университета и сотрудники научного института.
Факт увеличения неофитов в рядах сект в Республике говорит о том, что запретительные меры не всегда оказываются эффективными. Очевидно, надо использовать другие подходы.
Вместе с тем, по нашему мнению, не принадлежность к той или иной секте или религиозному течению должно стать главным мерилом оценки личности, а его отношение к будущему своей страны и проблемам общества. Антагонизм в религиозной сфере не должен стать еще одним поводом для внутреннего раскола, который может оказаться глубиннее разности политических предпочтений.
То, что в Республике происходит ренессанс религиозной сферы, является положительным моментом, так как религия является одним из средств положительного развития социума. В центре Цхинвала возводится храм Русской православной церкви, в поселке Ленингор открылась церковь югоосетинской Аланской епархии, у селения Кларс возвели святилище Реком. И все это новое строительство. Этот факт говорит не только о веротерпимости нашего общества, но и о свободе вероисповедования в стране.
Информационно-аналитический отдел газеты «Южная Осетия»