Рада Дзагоева об итогах 2022-го: год был насыщенным на культурные события

Конец и начало каждого года различные ведомства Южной Осетии традиционно посвящают подведению итогов, отмечая наиболее значимые события и достиже-ния. Не стало исключением и Министерство культуры республики, для которого 2022 год выдался достаточно продуктивным, несмотря на некоторый спад активности в первой половине года, связанный со сложными политическими процессами. Тем не менее, во второй части 2022-го новое руководство ведомства постаралось компен-сировать это обстоятельство яркими мероприятиями, охватив большинство ключевых направлений сферы национальной культуры. В общей сложности по линии минкульта было проведено свыше 80 мероприятий. В их числе различные концерты, юбилеи, гастроли, выставки, премьерные показы спектаклей. При этом, помимо республиканских творческих коллективов, в них принимали участие ансамбли и театры из различных регионов Российской Федерации.

К примеру, в сентябре в республику приехал Сибирский академический ансамбль танца имени Годенко, представивший на сцене Юго-Осетинского госдрамтеатра совместный концерт с госансамблем «Симд». Подобный формат творческого взаимодействия оказался очень полезен для югоосетинских танцоров, учитывая высокий уровень профессионализма российского коллектива. А в октябре в республике прошли гастроли Дагестанского государственного ансамбля танца «Лезгинка». Приезд этого коллектива стал возможен в рамках реализации договоренностей Министерства культуры Южной Осетии с российским культурным ведомством касательно проведения обменных мероприятий. Еще одним совместным проектом в этом направлении стал концерт государственного ансамбля «Симд» в Краснодаре, прошедший в том же месяце. Выступление в Краснодаре стало первой гастрольной поездкой «Симда» после длительного перерыва.
«В силу разных обстоятельств коллектив два с половиной года был «невыездной». Надеюсь, что эта поездка станет отправной точкой новых успешных выступлений «Симда» за пределами республики. От концерта к концерту мастерство коллектива растет, в людях появилась искра и желание работать, тем не менее, предстоит колоссальная работа по возрождению былого величия ансамбля», – отметила Рада Дзагоева.

Третий столп
Помимо активизации деятельности госансамбля «Симд» еще более важным моментом в сфере национальной хореографии стала реанимация хореографической школы-студии. В 2022 году, после десятилетнего перерыва, школа возобновила работу по подготовке будущих кадров для национальной хореографии.
«Возрождение хореографической школы, пожалуй, самое главное для меня и для Министерства культуры на данный момент. Когда мы говорим о национальной культуре, мы всегда выделяем два главных столпа –госдрамтеатр и ансамбль «Симд». Я бы сказала, что третий столп – это хореографическая школа, поскольку от ее успешной работы зависит будущее национальной хореографии», – подчеркнула министр культуры.
Из-за преступного безразличия школа-студия находилась на грани закрытия, функционируя только на бумаге. Подобная ситуация вызвала серьезные нарекания со стороны аудиторов российского казна-чейства, посчитавших это нецелевым расходованием средств. От полного закрытия школу спасли экстренные меры, предпринятые Министерством культуры.
«Мы сразу же предприняли меры, чтобы не потерять детище Мэлса Шавлохова, назначили нового директора. Наш выбор был не случаен – Майя Четион – преданный своему делу специалист, человек, который умеет работать с детьми и показывает хорошие результаты. Ее коллектив по праву всегда считался одним из лучших среди всех детских творческих коллективов республики. Конечно, очень сложно работать в условиях, когда школа не имеет своего помещения. Она временно размещена в киноконцертном зале «Чермен», уроки проходят прямо на сцене. Часть коллектива работает в одном из кабинетов Республиканской библиотеки. Но другого выхода нет, мы должны сохранить школу, добиться того, чтобы она имела свое здание», – отметила министр культуры.
Итогом совместных усилий стало возобновление набора в хореографическую школу после многолетнего перерыва. Было набрано более 100 детей, которые обучаются в трех группах – младшей, средней и старшей. Юные воспитанники школы-студии уже успели выступить на открытом уроке в конце 2022 года. Было продемонстрировано, что усилия, потраченные в свое время одним из мэтров национальной хореографии Мэлсом Шавлоховым для создания и сохранения школы, не пропали даром.

Год успешных показов
Для служителей Мельпомены в Южной Осетии 2022 год начался с премьеры самой масштабной постановки Юго-Осетинского госдрамтеатра за последние десятилетия – спектакля «Последний свидетель» режиссера Тамерлана Дзудцева, снискавшего заслуженный успех у зрителя. В течение года репертуар театра пополнился другими постановками. В частности, вниманию югоосетинских театралов было представлено новое прочтение нестареющей комедии «Усгур Гаци» в постановке Тамерлана Дзудцева. «Усгур Гаци» по праву относится к бессмертной классике осетинской национальной драматургии, различные постановки этой комедии неизменно вызывают одобрительную реакцию зрительского зала.
Югоосетинская труппа также записала в свой актив успешное участие в фестивалях, прошедших в Керчи, Воронеже и Тамбове, где российскому зрителю были представлены спектакли «Антигона», «Дон Жуан» и «Самоубийца». Примером успешного сотрудничества в театральной сфере стали и показы Ульяновского государственного театра юного зрителя «Nebolshоy театр» в Цхинвале.
Как сообщили в Министерстве культуры, на очереди две премьеры – «Укрощение строптивой» Эдуарда Келехсаева и мюзикл для детей. Специально для мюзикла композитор Мурат Плиев записал порядка 25 композиций. Автором пьесы является Алан Остаев, режиссер – Тамерлан Дзудцев. Югоосетинская труппа не намерена останавливаться на достигнутом, планируя дальнейшее расширение репертуара.
«Вторая половина театрального сезона ознаменуется приездом сразу двух режиссеров. В феврале приступит к работе Казбек Джелиев, который в 2021 году представил на нашей сцене свою постановку «Дон Жуан». Очень успешную по мнению многих специалистов и на мой взгляд. На этот раз его постановка будет связана с национальной тематикой – «Сау нымæт» Геора Хугаева. Заключительной работой театрального сезона станет «Ревизор» Н. Гоголя в постановке Романа Габрия. Это талантливый питерский режиссер, который поставил «Гамлета» в 2013 году и спектакль «Коста» в 2019-м. Мы ожидаем такого же успеха и на этот раз», – рассказала Рада Дзагоева.

Новые горизонты
Неплохой задел был создан Министерством культуры по линии расширения сотрудничества с регионами Российской Федерации, завязываются новые контакты с прицелом на реализацию совместных творческих проектов.
За последние полгода руководство Министерства культуры Юж-ной Осетии провели встречи с коллегами из Северной Осетии, Чечни, Ульяновской области, Краснодарского края, Крыма и ряда других регионов РФ, достигнув договоренностей о проведении совместных мероприятий. В апреле текущего года планируется поездка в Ульяновскую область, где будут проведены дни осетинской культуры.
В Южную Осетию должны приехать известный кубанский коллектив «Казачья вольница» и Абхаз-ский государственный ансамбль песни и танца. Прорабатывается организация гастролей «Симда» по Краснодарскому краю в начале лета. Ответная поездка в солнечное Апсны также в планах министерства культуры РЮО.
«Я очень надеюсь, что сотрудничество с Министерством культуры России и в этом году будет плодотворным. Согласован приезд ряда известных российских творческих коллективов в Южную Осетию. Со своей стороны, мы готовим выступление югоосетинских коллективов в России. Подобные связи с коллегами из разных регионов Российской Федерации будут способствовать тесному взаимодейст-вию и интеграции в области культуры между нашими странами. Через налаживание контактов с другими регионами, осетинская культура, являющаяся гордостью нашего народа, выходит за пределы Южной Осетии», – резюмировала Рада Дзагоева.

Выставки и конкурс
Год под знаком молодых талантов – примерно так можно охарактеризовать 2022 год для югоосетинской живописи. В течение года молодые и талантливые художники Южной Осетии успешно демон-стрировали свои картины на различных выставках. Творческий поиск, выражающийся в использовании широкого диапазона жанров и дерзновенное стремление отобразить свое «я» на языке кисти словно должны были показать зрителям контуры завтрашнего дня югоосетинского изобразительного ис-кусства. Что касается маститых художников, то они, в свою очередь, принимали активное участие в выставках и различных творческих мероприятиях, проводимых, в том числе, под эгидой Союза художников Южной Осетии. Открытие выставочного зала, после проведенного ремонта, позволит Союзу художников чаще знакомить публику с работами мастеров кисти.
Мероприятия в связи с 85-летним юбилеем Цхинвальского художественного училища им. Махарбека Туганова, прошедшие с участием делегаций из Северной Осетии и ряда других регионов РФ, стали еще одним подтверждением достигнутых югоосетинскими художниками высот.
Примечательным событием в культурной жизни республики стал песенный конкурс с участием детей и подростков «Зарæг», организованный Министерством культуры совместно с ГТРК «Ир». Этот проект помог открыть имена новых талантов, которые, возможно, в скором будущем станут частью осетинской эстрады.
Алла ГЕРГАУЛОВА