На этой неделе в пресс-центре Госкомитета информации и печати в рамках проекта «Открытое правительство» состоялась пресс-конференция министра образования Натали Гассиевой. В ходе продолжительного общения с журналистами глава образовательного ведомства Южной Осетии ответила на многочисленные вопросы, рассказав о текущем состоянии сферы образования Республики, имеющихся проблемах и перспективных планах, которые ставит перед собой Министерство образования.
В центре внимания вновь оказался вопрос трудоустройства так называемых лимитчиков, развитие среднего профессионального образования в Республике, а также внедрение некоторых новшеств в образовательную систему Южной Осетии.
По словам Натали Гассиевой, сегодня в Южной Осетии вопросам образования уделяется пристальное внимание, исходя из осознания той роли, которую оно играет в определении вектора развития каждого государства. «Работники сферы образования сегодня закладывают краеугольный камень в будущее нашего государства», – подчеркнула в начале пресс-конференции министр. Первый вопрос, заданный журналистом телерадиокомпании «ИР», был, пожалуй, не из приятных и касался двух инцидентов, произошедших в средних школах г.Цхинвала.
Министр с сожалением прокомментировала эти факты, назвав в качестве причины случившегося пробелы в воспитании, допущенные как со стороны родителей, так и образовательных учреждений.
«Такого явления в наших школах в предыдущие годы не было никогда. К сожалению, реалии таковы, что дети продолжают играть в войну», – резюмировала Натали Гассиева.
По словам министра, агрессию в подрастающем поколении подпитывает и телевидение, где сейчас преобладает демонстрация насилия и различных негативных явлений. В то же время наблюдается явная нехватка правильной детской кинематографической продукции и литературы, да и имеющаяся не способна вызвать устойчивый интерес у подростков.
Выход из сегодняшней ситуации Натали Гассиева видит в более активном взаимодействии школы и родителей. «В 90-е годы и начале 2000-х ситуация была другая, родителям в первую очередь было необходимо прокормить детей, уберечь их от войны. Тогда было сложно что-то от них требовать. Однако теперь реалии изменились, необходимо больше внимания уделять вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и получения качественного образования, без которого в современном мире сложно выжить», – сказала министр.
Важное внимание на пресс-конференции было уделено работе школьных психологов. Сегодня такие штаты открыты практически во всех школах, на данный момент Министерство проводит мониторинг их работы, рассматривая вопросы повышения эффективности деятельности школьных психологов.
Журналисты интересовались и судьбой Цхинвальской средней школы № 3, вокруг которой за последние годы шло много разговоров.
Как сообщила Натали Гассиева, закрытие этому старейшему среднему образовательному учреждению не угрожает. Напротив, речь идет о модернизации школы, заключающейся в ее преобразовании в экспериментальную площадку по схеме «школа-вуз». Работу 3-й школы в дальнейшем будет курировать Юго-Осетинский госуниверситет, а это означает не сокращение преподавателей, а расширение факультативных занятий, проведение семинаров, консультаций и многое другое, в плотной связке с главным вузом страны. Данная идея Министерства образования и науки была поддержана педагогами школы и администрацией города Цхинвала.
На пресс-конференции журналисты затронули и тему предоставления целевых мест в российских вузах для выпускников школ Южной Осетии. Всего, по данным образовательного ведомства РЮО, с 2003 по 2015 годы на целевые места в вузы РФ было направлено 1115 выпускников школ РЮО.
В этом году, по словам министра образования, из 489 выпускников школ Республики по квотам на учебу в российские высшие учебные заведения отправляются 144 человека, и это не считая целевые места, выделенные по ведомству силовых структур.
Из 144 мест 73 получены по линии Россотрудничества. В этом году процесс отбора кандидатов на целевые места был организован совместно с Министерством образования РЮО. С этой целью вместо обычного для предыдущих лет акцента на формально высокие оценки, была проведена олимпиада по русскому языку в форме ЕГЭ. Компьютерное тестирование позволило убрать человеческий фактор, что, несомненно, способствовало повышению объективности отбора.
Схема предоставления целевых мест остается прежней – акцент ставится на госзаказе. Министерство образования рассылает соответствующие письма во все министерства и ведомства с просьбой указать специальности, в которых Республика испытывает потребность. Затем на основании данной информации минобразования отправляет запрос представительству «Россотрудничества» в Южной Осетии, далее письмо пересылается в соответствующие структуры РФ.
В этом вопросе Министерство продолжает сталкиваться со стереотипными подходами со стороны родителей и абитуриентов, которые отдают приоритет таким специальностям, как юрист, экономист или медицинский профиль.
Многие целевые места по сельскому хозяйству и некоторым другим сферам, в результате остаются невостребованными, хотя положительные изменения все же наблюдаются. Министерство образования со своей стороны проводит необходимую разъяснительную работу среди абитуриентов.
Часть абитуриентов предпочитает поступать в российские вузы вне системы целевых мест. Таковым предоставляется возможность сдачи Единого государственного экзамена на территории Северной Осетии.
Традиционно актуальным на пресс-конференции министра образования был вопрос трудоустройства лимитчиков, завершивших образование в российских вузах и вернувшихся на родину в поисках рабочих мест.
«К нам регулярно обращаются с просьбами оказать содействие в трудоустройстве по специальности. Министерство образования направляет эти заявления в соответствующие структуры. Многие обращаются сразу в свои ведомства, через которые они направлялись на обучение», – сказала Натали Гассиева, признав, что с трудоустройством лимитчиков по-прежнему существуют проблемы из-за общей нехватки рабочих мест в Республике.
Тема развития среднего профессионального образования в ходе общения министра с журналистами также оказалась в числе центральных.
Отметив востребованность специалистов среднего профессионального звена, с учетом сегодняшних реалий в России и в Южной Осетии, Натали Гассиева сообщила журналистам о нововведениях, которые ожидают Цхинвальский многопрофильный колледж. Фактически это учебное заведение должно стать своего рода цитаделью среднего профессионального образования в РЮО. Для этого Министерство образования планирует реализацию комплекса мероприятий. В их числе проводится серьезная профориентационная работа среди учащихся, которая преследует цель развеять некоторые стереотипы и обывательские представления о якобы непрестижности некоторых профессий. Хотя на практике специалисты со средним профессиональным образованием оказываются востребованными куда чаще, нежели вузовские гуманитарии.
Другим направлением работы по развитию среднего профобразования является создание необходимой материально-технической базы.
По словам министра, с этой целью в рамках Инвестпрограммы для Цхинвальского многопрофильного колледжа строятся мастерские, которые будут оборудованы всем необходимым. В частности, под факультет автомеханики создаются автомастерские, с тем, чтобы готовить специалистов по автосервису – крайне востребованному сегодня профилю. При этом предполагается, что факультет станет выпускать автомехаников, способных обслуживать автомашины иностранного производства.
На данном этапе минобразование по согласованию с правительством решает вопрос о приобретении самого современного оборудования, это позволит обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов, могущих найти свое место на рынке труда не только в Южной Осетии, но и в России.
Предпринимаются меры по развитию материально-технической базы и другого факультета колледжа, выпускающего поваров и кондитеров. Для учащихся этого факультета также планируется закупить современное оборудование, чтобы учащиеся могли не только изучать свою профессию, но и продавать готовую продукцию. Такие же планы у Министерства есть и в отношении факультета «Портной», который, при наличии соответствующего оборудования, может производить и реализовать определенный ассортимент швейной продукции.
На состоявшейся пресс-конференции был затронут и вопрос о дальнейшем существовании групп продленного дня в школах Южной Осетии. Всего на сегодняшний день в Республике функционируют 54 группы, которыми охвачено 1756 детей.
«Был период, когда у нас не по вине Министерства образования, смешались два понятия – федеральный государственный стандарт и продленка. После второго урока по новым стандартам у детей должен быть второй завтрак, после четвертого урока – физкультминута, или же минута активного времени – 40 минут, далее по стандартам у детей – время дополнительного образования. Потом одни дети идут домой, вторые – на продленку», – объяснила Натали Гассиева.
По ее словам, Министерством образования был проведен мониторинг школ Республики; по результатам анализа итогов мониторинга будет принято окончательное решение относительно дальнейшей работы групп продленного дня. «Продленки, конечно, будут, но в какой форме, Министерство образования озвучит позже», – сказала министр.
В завершение пресс-конференции Натали Гассиева, пользуясь случаем, объяснила мотивацию Министерства образования, которое по согласованию с родительскими комитетами и педколлективами школ приняло решение упорядочить вопросы проведения выпускных банкетов.
«Бал выпускников мы решили провести 21 июня, когда пройдут все выпускные экзамены. По решению коллегии ведомства было решено не проводить выпускные банкеты после «последнего звонка». 25 мая испокон веков был днем последнего звонка на урок, и в этот день, по традиции, проводилась торжественная линейка, звучали поздравления и напутственные слова.
Поэтому в этот день никто банкет справлять не будет, ибо до тех пор, пока выпускники не сдадут экзамены, они являются учащимися школ. 21 июня состоится общереспубликанский выпускной бал в кинотеатре «Чермен» и уже после этого выпускники могут организовать банкеты», – заключила Натали Гассиева.
А. Гергаулова