Пятилетие признания – итоги и перспективы

В этом году Южная Осетия отмечает знаменательный юбилей – пятилетие признания независимости республики со стороны России. Круглая дата является поводом подвести определенные итоги, обозначить планы на дальнейшую перспективу. В преддверии 26 августа в российских, югоосетинских и зарубежных СМИ появилось множество публикаций, комментариев известных экспертов и политиков, содержащие выводы и прогнозы. Тональность, конечно же, самая разная, впрочем, жителям Южной Осетии не привыкать, тем более, что поводов для критики остается достаточно.

В течение пяти лет не удалось полностью залечить раны, нанесённые войной, фактически пока так и не удается приступить собственно к развитию экономики. Сохраняется отрицательная демографическая картина.

Вместе с тем, было бы неправильно сводить значение признания независимости РЮО к ремонту улиц и объектов. Ибо суть этого события действительно носит исторический характер – впервые за 6 веков Осетия вновь обрела свою государственность, другое жизненно важное достижение – вот уже пять лет на земле Южной Осетии царят мир и безопасность, а трудности, переживаемые республикой – это проблемы мирного развития, с которыми сталкивались практически все государства мира, при этом одни справлялись с этим лучше нас, другие хуже.

Признание и помощь со стороны России – это полученный шанс, который теперь необходимо использовать. Поэтому многочисленные спекуляции о том, что, дескать, если за пять лет не удалось превратить РЮО в цветущий край, значит у республики нет будущего, а ее признание было ошибочным, лишены логики и не имеют под собой серьезного основания. Все это является частью не прекращающейся информационной кампании, направленной на дискредитацию принятого руководством РФ в августе 2008 года решения, а также попыткой выставить Южную Осетию как несостоявшееся государство и опять-таки представить действия России по ее признанию как поспешные и необоснованные.

Достаточно привести в пример те утверждения, что в Южную Осетию было перечислено за 5 лет столько-то миллиардов, последняя озвученная цифра – 34 миллиарда, и ничего не сделано. Никто не отрицает многочисленные факты неэффективного расходования средств или их хищения, однако есть и ощутимые результаты в виде современных школ, детсадов, больниц, сотен частных домов, объектов социального и административного назначения. Для сравнения, в ходе реализации проекта «альтернативное правительство» на 10-километровом участке Транскама, где располагался искусственно созданный грузинский анклав, в течение 2 лет было выделено 900 миллионов долларов, что сопоставимо со средствами, перечисленными Юж-ной Осетии за пять лет, и совершенно несопоставимо с тем объемом работ, который можно было наблюдать на этом пятачке.

Не следует забывать, что за прошедшие 20 с лишним лет почти все бывшие советские республики, имеющие куда более развитую ступень государственности по сравнению с РЮО, не говоря уже о трудовых и природных ресурсах, не смогли решить ни одну из узловых проблем, стоящих перед ними. Многие из них по сей день влачат жалкое существование. Разумеется, для жителей республики это слабое утешение, тем не менее, посыпать голову пеплом тоже не выход. Перед республикой сегодня стоит задача четко обозначить ориентиры развития на ближайшее будущее и мобилизовать имеющиеся ресурсы с учетом российской помощи для решения наиболее острых проблем. При этом в Южной Осетии по-прежнему сверхактуальна задача консолидации общества вокруг общей идеи и обновления политической элиты, которая бы не ввергала перманентно югоосетинское общество в состояние раскола и политических потрясений, а четко обозначала перспективы, пути и методы развития. То есть занималась собственно тем, чем должна по определению.

В этой связи нельзя не отметить ситуацию и вокруг такого архиважного вопроса, как выбор пути дальнейшего развития Южной Осетии – сохранение независимого статуса, или же вхождение в состав России, нескончаемая дискуссия выставляет республику в не лучшем свете перед нашими друзьями, и вызывает иронию у наших недругов. Наступило время окончательно определиться в этом вопросе. Неопределенность не только порождает скепсис в отношении Южной Осетии, но и препятствует развитию практически каждой сферы республики, ибо от решения этого вопроса в пользу того или иного варианта зависят многие аспекты законодательства, образовательной сферы, оборонной составляющей и др.

Одним из способов определиться с этой дилеммой может стать проведение конференции с привлечением общественных и политических деятелей, научных кругов обеих частей Осетии по данному вопросу.

Но вместе с тем, вне зависимости от этого, неизменной остается одна константа – максимальная интеграция с Севером Осетии и Россией практически во всех сферах. Между тем, послевоенная пятилетка в этом вопросе ознаменовалась регрессом, который необходимо преодолеть в сжатые сроки. Сегодня интеграция чаще всего ограничивается дежурными заявлениями и бытовыми отношениями, чем не преминули воспользоваться противники единства Осетии, развертывая новую кампанию по внесению раскола между различными субэтническими группами. Единство Осетии должно быть непреложным фактом, реально осязаемым процессом, который никто не сможет оспаривать или подвергать сомнению, независимо от того, объединятся Северная и Южная Осетия в ближайшем будущем, или нет.

То же самое касается отношений с Российской Федерацией, которые должны пойти по пути углубленной интеграции по всем сферам, прежде всего в экономике, вместо сохранения практики прямых дотаций, которые как показывает действительность, не приводят к экономическому росту.

В поиске новых, более эффективных форм сотрудничества в сфере экономики нелишним может оказаться изучение опыта развития малых государств Европы, которые стали процветающими государствами, но не в одиночку, а благодаря ассоциированным отношениям с более крупными и развитыми соседями. В качестве примера можно привести Лихтенштейн, ассоциированную со Швейцарией.

В 1921 году между этими странами было подписано соглашение о торговле и почтовой службе, в 1924 году заключён таможенный союз. С тех пор валютой Лихтенштейна является швейцарский франк. С 1919 года Швейцария представляет дипломатические и консульские интересы Лихтенштейна за рубежом. Благодаря низким налогам на размещаемый капитал и прибыль, а также строго охраняемой банковской тайне Лихтенштейн стал крупным финансовым центром. Кроме того, из-за низкого уровня налогообложения, несложных правил регистрации более 73,7 тысяч международных концернов и иностранных компаний предпочли зарегистрироваться на территории Лихтенштейна. Бюджет государства складывается главным образом из налогов, в том числе от этих компаний (около 30 %), доходов от выпуска почтовых марок (10 %) и иностранного туризма. Сегодня Лихтенштейн – процветающая индустриальная страна с развитым сектором финансовых услуг и высоким уровнем жизни. На февраль 2012 года ВВП составил 141 000 долларов на душу населения, что ставит страну на второе место в мире после Катара.

Успех ряда других европейских карликовых стран также обусловлен использованием во многом аналогичных схем.

Численность населения Лихтенштейна сопоставима с югоосетинским, на 31 декабря 2011 года она составляла более 36 тысяч. Интересно отметить, что все карликовые государства Европы по территории намного меньше Южной Осетии. Площадь того же Лихтенштейна – 162 кв.км., Андорры – 468 кв.км.

Для стран, которые не экспортируют нефть, это более чем впечатляющие результаты. Похожую схему во взаимоотношениях с Россией вполне может выстроить и Южная Осетия, но для этого потребуется многолетняя кропотливая работа по совершенствованию законодательства, формированию прозрачных правил игры для бизнеса, продуманное налогообложение и, разумеется, железные гарантии собственности. Ну, о политической стабильности и ответственной, вменяемой власти, можно уже и не говорить. Весомым шагом на этом пути также станет подписание и ратификация соглашения о режиме торговли между Россией и Южной Осетией. Перечисленные условия позволят привлекать компании, действующие в России, в Южную Осетию, не только для регистрации и уплаты более низких налогов, но и для вложения инвестиций. Конечно, идеальных схем не существует, но это более эффективный вариант, нежели бесконечные дотации.

А. ТЕДЕЕВ