Профессиональное музыкальное образование

Прошло более восьмидесяти лет со дня принятия народным комиссариатом просвещения указа о необходимости открытия учебного заведения в области музыкальной культуры, с целью освоения знаний и навыков, необходимых для музыкальной деятельности в масштабах Южной Осетии. На основе этих указаний и было создано первое учебное заведение – музыкальная школа №1.

На общественных началах музыкальная школа функционировала в доме Петра Гулича Тедеева, где дети обучались по специальности фортепиано и скрипка. Кроме того, большую просветительную работу в области музыкальной культуры проводил Борис Галаев, который и стал первым директором вновь открытой школы.

Музыкальное воспитание и образование играют важную роль в процессе приобщения личности к культуре и искусству, что является важнейшим компонентом в области эстетического воспитания личности. Система музыкального воспитания основывается на общих и специальных музыкально-педагогических методиках, направленных на развитие способностей к восприятию музыки. Различаются методики по следующим принципам (в основном по возрастному): дошкольное, школьное, а также внешкольное музыкальное воспитание (например, художественная самодеятельность или иная форма организации музыкального досуга детей). Также развиваются формы приобщения детей и подростков к музыке, – знакомство с музыкальной литературой (например, слушание и анализ музыкальных произведений), участие в различных формах исполнительства, (например, хоровое пение). Распространены также музыкальные игры, направленные на улучшение зрительной и слуховой памяти (например, музыкальные викторины в рамках отдельного учебного заведения) и, наконец, лекции о музыке.

В отличие от музыкального воспитания, музыкальное образование направлено на методически более организованное восприятие знаний, умений и навыков, направленных на музыкальную деятельность. Под музыкальным образованием, как правило, понимают также музыкальное обучение в музыкально-учебных заведениях, в которых обучаются игре на различных инструментах, а также искусству сольного и хорового пения и т.д.

В Южной Осетии с 1931 года было основано несколько музыкально-учебных заведений. Первая музыкальная школа, затем в 70-е годы музыкальное училище им.Ф.Алборова, в 80-х вторая музыкальная школа им.П.Битиева. Кроме того, в Цхинвале при общеобразовательных школах функционировали музыкальные студии, а также в разные годы образовались музыкальные школы в Квайсе, Дзау, Ленингоре и Знаур. В постсоветский период школьные студии были упразднены в связи с тем, что сократился контингент учащихся.

В современной Республике Южная Осетия музыкальное образование остается востребованным. Правда, не в масштабах 70-х и 80-х годов прошлого столетия. По признанию директора первой музыкальной школы Марины Тедеевой, после конкурсного отбора контингент учащихся школы составлял около 700 детей. Учились они на разных отделениях. «Сейчас мы не дотягиваем до этого уровня, несмотря на то, что с каждым годом мы стараемся увеличивать прием», – отметила Марина Тедеева.

Министерство культуры РЮО на 2013-2014 учебный год предоставило следующие данные по музыкальным учебным заведениям по линии Министерства культуры. По Республике функционирует: пять музыкальных школ начального звена, т.е. семилетние детские музыкальные школы в г.Цхинвал и три музыкальные школы в Знаур, Ленингор и Дзау. Одно среднее специальное заведение – музыкальное училище им. Ф.Алборова с четырехлетним обучением (готовят специалистов средней квалификации: учитель музыки, хормейстер, концертмейстер и т.д.).

Таким образом, музыкальное образование дети получают в первой музыкальной школе, где обучаются 203 ученика, второй музыкальной школе им.П.Битиева – 150 учащихся. В Дзауской музыкальной школе – 47 учащихся, Ленингорской – 23, Знаурской – 50. Учеба организована по следующим специальностям: музыкальная школа №1 – фортепиано, скрипка, гитара, аккордеон, домра, вокальное исполнительство; музыкальная школа №2 – фортепиано, скрипка, гитара, аккордеон, гармоника, ударные инструменты доули, эстрадное пение; Дзауская музыкальная школа – фортепиано, народные инструменты; Знаурская музыкальная школа – фортепиано, гитара; Ленингорская музыкальная школа – фортепиано.

Кроме того, по линии Министерства образования РЮО в государственном Лицее искусств функционирует музыкальное отделение, а также при общеобразовательной школе №2 работает музыкальная школа-студия «Бонварнон».

В музыкальном училище им.Ф.Алборова обучаются более 60 студентов по таким специальностям как фортепиано, хоровое дирижирование, академическое пение, эстрадно-джазовый вокал, народные инструменты, постановка театрализованных представлений и праздников, хореография и библиотековедение. Каждый год в этих учебных заведениях проходит прием учащихся. О правилах и сроках набора в музыкально-учебные заведения дается специальное объявление в местные газеты и на телевидение.

В Осетии музыкальному образованию придается большое значение. Далеко за пределами нашей Родины известны имена осетинских композиторов, – выходцев из Южной Осетии – Ф.Алборова, Х.Плиева, И.Габараева, Ж.Плиевой, З.Хабаловой и многих других.

Тамара КОТОЛОВА