Продавец обязан вернуть потребителю предоплату

Самым универсальным подарком на любой праздник, или просто уделить знак внимания кому-либо, были и остаются цветы!
Благодаря интернету стало возможно, не выходя из дома заказать композицию из свежесрезанных цветов, купить букет или цветок в горшочке, и, с наилучшими пожеланиями через курьера доставить подарок. Однако, как показывает практика, не все адресаты приходят в восторг от полученного таким образом подарка. Недобросовестные флористы могут отправить одаряемому букет с цветами неодинаковой свежести, с насекомыми и другими вредителями, с насечками коричневого цвета, со сломанными стеблями, со стеблями, наращёнными проволокой, в связи с чем он может через час или на вторые сутки потерять товарный вид. Букет может утратить свой товарный вид и по вине курьера. Цветы – товар скоропортящийся: в жару при транспортировке могут пересохнуть, зимой – замерзнуть.
Что делать в таком случае покупателю?
Торговля цветочной продукцией регулируется законом «О защите прав потребителей в Республике Южная Осетия». (Далее – закон) Потребителем является не только тот, кто заказал и оплатил стоимость подарка, но и тот, кому этот подарок предназначен.
В случае если потребитель, независимо от того, заказывал товар через интернет или покупал в цветочном магазине – обнаружит в подарке хотя бы один из вышеперечисленных дефектов, имеет полное право отказаться от него и требовать от продавца уплаченную за него стоимость, поскольку ему был продан товар ненадлежащего качества. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.1 ст.14.4 КоАП РФ. В случае обнаружения некомплектности или несоответствия внешнего вида букета, заявленному продавцом на фотографии, на сайте, потребитель также имеет право отказаться от его принятия. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч.1 ст.14.7 КоАП РФ.
Согласно закону, потребитель, в случае приобретения товара через интернет имеет право отклонить заказ в любой момент до получения товара. Причины отказа объяснять не обязательно. Если потребителем была произведена предоплата, куда входила и стоимость за доставку, но букет еще в пути – все равно продавец обязан вернуть потребителю предоплату в полном объеме.
В случае если букет или цветок в горшочке с недостатками потребителем были приобретены в цветочном магазине, их возврат в магазин производится потребителем самостоятельно. При этом причину возврата следует указать в претензионном письме, составленном в двух экземплярах. Один экземпляр с отметкой о принятии претензии продавцом, забирается потребителем, второй оставляется в магазине. В претензии обязательно указываются: название и адрес магазина, ФИО продавца или предпринимателя, ФИО заявителя, адрес, контактные данные. В претензии следует указать дату покупки, описать букет цветов. Указать на все недостатки, которые были выявлены в ходе осмотра. Следует обязательно указать одно из требований (обмен или возврат стоимости), дату составления претензии и личную подпись. Если в течение 10 дней на претензию не будет дан ответ или будет дан письменный отказ, потребитель имеет право за защитой своих потребительских прав обратиться к нам, в Комитет Юго-Осетпотребнадзора по адресу: г. Цхинвал, ул. Горького, 39 или в суд.
Для подтверждения своей правоты потребитель обязан собрать убедительные доказательства о нарушениях со стороны магазина: фото-видео фиксация до и после покупки, показания свидетелей. К материалам желательно приобщить письменное заключение независимого флориста-продавца. Им может быть продавец другого цветочного магазина.
На основании обращения потребителя, специалистами Комитета будет проведена тщательная внеплановая проверка в указанном цветочном магазине на предмет наличия сопроводительной документации на реализуемый товар, соответствия условий хранения и продажи скоропортящегося товара. В случае обнаружения нарушений, потребителю будет возвращена стоимость товара с недостатками, а к продавцу будут применены штрафные санкции, предусмотренные законодательством Республики Южная Осетия.
Потребитель имеет право знакомиться с сопроводительной документацией на реализуемый товар. Продавец обязан её предоставить. Согласно Закону, потребителю продавцом также должна быть предоставлена необходимая, достоверная информация о потребительских свойствах, правилах и условиях эффективного хранения реализуемого им товара. Это могут быть устные рекомендации по правильному уходу за букетом, цветком в горшочке для продления удовольствия от их использования. Если потребителю не была своевременно предоставлена такая информация, он вправе на основании ст. 12 Закона вернуть приобретенный товар в разумный срок продавцу и потребовать возврата уплаченной денежной суммы, возмещения других убытков, ссылаясь на отсутствие у него специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретенного товара.
Флористом потребителю также своевременно должна быть предоставлена информация об особенностях некоторых цветов. К примеру, потребителю через курьера был доставлен букет из роз с наружными маточными лепестками, предназначение которых флорист ему не объяснил. Потребитель посчитал, что ему был продан букет ненадлежащего качества и вернул продавцу со скандалом.
Маточные лепестки или «рубашка» – особенность роз! Это 3-4 плотных, упругих наружных маточных лепестка, которые могут быть более грубыми, помятыми, непропорциональными, придающими розе неопрятный, несвежий вид. Вместе с тем они созданы природой для защиты цветка от внешних воздействий, обеспечивая его целостность. По стандартам флорист должен оставить рубашку на цветке, так как снятие маточных лепестков сокращает срок жизни роз. Но об этом должен знать и потребитель. Потемневшие внутри бутона лепестки – не являются маточными лепестками. Такие цветы считаются ненадлежащего качества.
Цветы надлежащего качества – возврату не подлежат.

ЖАННА САНАКОЕВА, начальник Управления надзора в области защиты прав потребителей Комитета Юго-Осетпотребнадзора