По инициативе главы парламентского комитета Елены Джиоевой на стадии завершения находится разработка законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия». Джиоева рассказала нам об актуальности проблемы и о законопроекте как механизме защиты.
– Елена Ахсаровна, семья – важнейшая ячейка общества, имеющая свои изъяны на практике, в их числе – насилие в семье. Какими должны быть механизмы воздействия на подобные ситуации?
– Сложность проблемы заключается в том, что бытовые связи и отношения в семье – это наиболее закрытая сфера общества, где возможность внешнего воздействия ограничена. Борьба с семейно-бытовым насилием является чрезвычайно тонкой работой, поскольку, осуществляя контроль в семейной сфере, необходимо соблюсти некий баланс между эффективностью воздействия или защиты и чрезмерным вторжением в семью. Меры борьбы должны приниматься по крайней мере на двух уровнях.
Во-первых, надо принять закон, который определит понятие «домашнее насилие» как отдельный вид правонарушения или даже преступления и запретит его под угрозой уголовного наказания. Посягательство на права близкого человека обязательно должны рассматриваться раздельно от такого же рода нарушений прав в отношении постороннего человека. Здесь есть свои специфические факторы, такие как: периодичность совершения злодеяний, продолжительность, зависимость жертвы от абьюзера, проживание в одном доме и другие факторы.
Во-вторых, определив понятие «домашнее насилие», мы можем вести статистику, и это позволит, хотя бы примерно, оценить масштабы проблемы. Конечно, одного закона недостаточно, чтобы нивелировать проблему. Для эффективной работы по предупреждению фактов семейно-бытового насилия необходимы усилия и со стороны исполнительной власти. Надо проводить непрерывную работу по просвещению населения, направленную на то, чтобы жертвы насилия знали о своих правах.
Важно, чтобы и граждане понимали свою ответственность, если, скажем, стали свидетелями домашнего насилия. В школах с детьми, особенно с подростками, нужно вести беседы. Тему нельзя замалчивать. Значимость решения проблемы должны понимать органы всех ветвей власти. Повторюсь, необходимо вести статистику семейно-бытовых преступлений с разграничением по возрасту, полу, по характеру связей между агрессором и жертвой; проводить анализ причин совершения таких действий. Сотрудники соответствующих госорганов должны проходить спецподготовку по вопросам семейно-бытового насилия. Надо обеспечить жертв насилия психологической и юридической поддержкой, доступом к убежищам. Подчеркну, что доступ к убежищам и охранный ордер – это значимые условия безопасности жертв домашнего насилия, обратившихся за помощью.
– В Южной Осетии нет правовой базы для защиты жертв домашнего насилия. Расскажите нам, пожалуйста, о работе над законопроектом. С какими сложностями сталкиваетесь?
– Сложности, конечно, возникают, их много. Максимально чётко надо прописать определения, процедуры, механизм профилактики. Надо определить меры ответственности за противоправные деяния в семейно-бытовой сфере, что очень непросто, учитывая, что в законодательстве РФ домашнее насилие было декриминализовано. А так как своего уголовного кодекса у нас нет, приходится искать пути и возможности криминализировать домашнее насилие, установить уголовную ответственность. Изучая статистику, мы убедились, что наличие только административной ответственности не снижает количество преступлений в этой сфере. Сложно разрабатывать такой закон в условиях, когда нет практически ничего из элементов, которые могли бы создать эффективную систему профилактики семейного насилия. Поэтому мы начнём с закона. Кирпичик за кирпичиком будем выстраивать систему, чтобы в РЮО женщины, дети, пожилые – все беззащитные граждане – чувствовали себя защищёнными.
– На какой стадии находится работа над проектом закона?
– Проект закона «О профилактике семейно-бытового насилия» практически готов. Осталось доработать, скажем так, мелкие штрихи. Мы приступаем к работе над проектом закона «Об ответственности за семейно-бытовое насилие». Его концепция понятна и скоро сможем представить оба законопроекта. Вместе с компетентными органами, представителями общественности мы обсудим эти законопроекты и с учётом их мнения будем выносить на рассмотрение парламента.
– Какие аспекты обозначены в проекте закона?
– Наш законопроект устанавливает правовые основы профилактики семейно-бытового насилия, полномочия органов и организаций, осуществляющих эту работу и формы самой профилактической работы. В проекте прописаны принципы профилактики домашнего насилия, например, такие как: поддержка и сохранение семьи; индивидуальный подход к каждой семье; недопустимость причинения вреда человеку; социальная защищённость лиц, которые подверглись насилию; соблюдение конфиденциальности; защита прав и свобод человека.
Мы обозначили субъекты профилактики – это органы внутренних дел, исполнительной власти в сфере труда и соцзащиты, образования, органы прокуратуры, уполномоченные по правам человека и ребёнка, медицинские организации, общественные объединения. Определены такие виды профилактической работы, как правовое просвещение, информирование населения: профилактическая беседа, профилактический учёт и контроль, помощь в социальной адаптации лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, социальная реабилитация, специализированные психологические программы, судебное защитное предписание, то есть охранный ордер и т.д. В данном законопроекте не прописана ответственность. Но мы будем прорабатывать это в отдельном законопроекте.
– Где заканчивается обыденный конфликт и начинается насилие? Какие действия Вы соотносите с термином «домашнее насилие»?
– В юридической теории существует два подхода к определению понятия «насилие». Одни считают, что насилие – это применение только физического насилия. Другие, помимо физического насилия, включают в его содержание и угрозы применения насилия физического; случаи любого давления на человека, связанные с ограничением и ущемлением его прав и свобод; сведение свободы действий к минимуму – это психологическое насилие. В семейно-бытовом насилии имеют место как физическое насилие, так и эмоционально-психологическое, которое зачастую более значимо для жизни и здоровья жертв насилия. Оно может выражаться в запугивании и унижении, в оскорблениях и принуждении к чему-либо, в изоляции.
Конечно, конфликты и ссоры могут возникать в любых взаимоотношениях, поэтому важно понимать, когда они перерастают в нечто более серьёзное. Отличительная, характерная черта семейно-бытового насилия — это когда акты физического, сексуального, психоэмоционального насилия повторяются. Они совершаются в отношении близких лиц с целью подавления воли, установления власти и полного контроля. Акты насилия носят характер не отдельных невзаимосвязанных действий, а всегда составляют единую линию поведения агрессора. Если конфликт предполагает наличие двух точек зрения и случается по конкретному вопросу, то насилие — это установление одного мнения, подавление воли другого человека. Здесь конкретного предмета спора, в отличие от конфликта, нет, есть лишь повод, который становится для агрессора спусковым механизмом установления своего доминирования.
– Прорабатывается ли в проекте закона полный алгоритм действий жертв насилия для защиты своих прав, а также меры пресечения уголовного или административного наказания обвиняемого?
– Меры пресечения, уголовного и административного наказания будут прописаны в следующем законопроекте, о котором я уже говорила. Здесь же мы прописали систему профилактики семейно-бытового насилия, систему социальной адаптации, реабилитации жертв домашнего насилия.
– Будет ли закон охватывать и домашнее насилие над детьми?
– Закон охватывает домашнее насилие над детьми, а также над всеми, кто становится жертвой домашнего насилия. По статистике в основном это женщины, но жертвами становятся и дети, и пожилые – люди, которые находятся в беспомощном состоянии.
– Ранее Вы отметили, что нужно развивать систему профилактики психологической и консультационной помощи и поддержки жертв насилия, сумевших вырваться из разрушающих личность отношений. Найдут ли эти вопросы отражение в проекте?
– Вся система профилактики семейно-бытового насилия и предотвращения домашнего насилия должна основываться на ряде основных принципов. Во-первых, возможность предотвращения таких случаев – это информационные кампании; программы для потенциальных агрессоров; тренинги для специалистов, занимающихся подобной работой; а также вовлечение СМИ и частных лиц в эту информационную работу. Во-вторых, защита, охранные ордера, защитное предписание, функционирование центров помощи, круглосуточных горячих линий. В-третьих, – судебное преследование. Должны применяться сдерживающие санкции для правонарушителей, криминализирующие все формы насилия в отношении близких лиц.
– Как должна оказываться подобная помощь на практике?
– На случаи домашнего насилия необходимо немедленно реагировать правоохранительным органам и расследовать их. Зачастую главным сдерживающим фактором для обращения в милицию для пострадавших становится боязнь огласки, поэтому к ним должно быть уважительное отношение. Важно чувствовать поддержку со стороны как близких, так и государственных структур, в ведении которых будет работа по профилактике домашнего насилия. Также должны применяться совместные действия властей, правоохранительных органов, некоммерческих организаций и частных лиц в борьбе с семейно-бытовым насилием.
Наши законопроекты вряд ли смогут в одночасье решить довольно остро стоящую проблему, но мы заложим основы этой работы, и в дальнейшем система будет выстраиваться и сможет стать эффективной. При совместных усилиях всех ответственных лиц она сможет заработать и защищать всех, кто становится жертвами домашнего насилия, и, самое главное, – предотвращать совершение потенциальными агрессорами насильственных действий в отношении близких.
Мадина БЯЗРОВА