Призрачные перспективы ОБСЕ в Южной Осетии

С первого января Австрия официально приняла председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Действующим председателем ОБСЕ стал глава МИД Австрии Себастьян Курц. Новый председатель уже озвучил приоритеты Организации, в числе которых – разрешение имеющихся конфликтов в рамках территорий ОБСЕ. По словам Курца, «сейчас настало время ОБСЕ, которая играет все большую роль в урегулировании конфликтов».

В Южной Осетии внимательно следят за деятельностью ОБСЕ – участником Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Кавказе. И есть все основания полагать, что в 2017 г. южнокавказское направление станет одним из приоритетов ОБСЕ, которая будет предпринимать усилия по возвращению в Грузию и Южной Осетии.

В середине декабря 2016 г. в Гамбурге прошло заседание Совета министров ОБСЕ, где принято специальное заявление в поддержку Грузии, у которой документ вызвал детский восторг. По оценке МИД Грузии, впервые после войны 2008 года на этом заседании было сделано заявление на тему конфликта, в котором страны-друзья Грузии поддерживают суверенитет, территориальную целостность Грузии и мирное урегулирование конфликта.

В заявлении друзья Грузии традиционно выразили приверженность мирному урегулированию в соответствии с уставом ООН, Хельсинкским заключительным актом, принципами и нормами международного права, потребовали от России «выполнить все условия соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года, вывести воинские соединения с оккупированных территорий Грузии и отозвать решения о признании регионов Грузии независимыми государствами».

Авторы заявления выразили поддержку Женевским переговорам, отметили необходимость достижения прогресса по соглашению о неприменении силы, созданию международных механизмов безопасности в Абхазии и Южной Осетии и возвращению беженцев. В заявлении поддерживается деятельность миссии наблюдателей ЕС с призывом допустить миссию в Абхазию и РЮО.

Красной нитью в заявлении проходит мысль о восстановлении миссии ОБСЕ в Грузии и допуске ее, как и миссии ЕС, на территорию Южной Осетии и Абхазии. Однако ни Южная Осетия, ни Абхазия не горят желанием развернуть миссию ОБСЕ на своих территориях. Печальный опыт деятельности офиса ОБСЕ в Цхинвале, с 1992 по 2008 годы, не дает ОБСЕ шансов физического присутствия в Южной Осетии даже в том, ограниченном с точки зрения международного права, формате.

Во-первых, провозгласив суверенитет в 1992 году, Южная Осетия позволила открыть в стране офис миссии ОБСЕ в Грузии, что являлось нарушением принципа независимости. Даже непризнанный тогда статус Южной Осетии не означал, что можно поступаться суверенитетом и паритетом в международных отношениях.

Основанием деятельности офиса ОБСЕ в Южной Осетии стал Меморандум от 1993 г. о взаимопонимании между личным представителем Действующего председателя ОБСЕ и руководством Южной Осетии. Насколько этот документ мог стать юридической базой для деятельности ОБСЕ в Южной Осетии, можно судить по значению слова «Меморандум».

Меморандум (от лат. memorandum: то, о чем следует помнить), – в международных либо экономических отношениях – дипломатический документ, вручаемый лично представителю другой страны (компании, корпорации) либо прилагаемый к дипломатической ноте, в котором излагается фактическая сторона интересующего стороны вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства (договаривающейся стороны). Меморандум является настолько ничтожным документом, что на нем можно не ставить даже номер и печать.

По большому счету, указанный Меморандум, подписанный сроком на три месяца, не являлся международным договором для допуска ОБСЕ в РЮО и был юридически уязвим, ведь природа меморандума такова, что он не всегда обязателен для исполнения. Меморандум – это не договор! Уже тогда подобные вопросы следовало решать в соответствии с законом о международных договорах. И Южная Осетия впоследствии неоднократно поднимала вопрос о пересмотре Меморандума, о его фактической денонсации.

Во-вторых, на попытки ОБСЕ «заглянуть» через государственную границу Южной Осетии и поставить вопрос о ее пребывании в нашей стране, Организации следует напомнить, чем обернулось для РЮО присутствие некогда уважаемой организации. С 2004 года, когда Грузия усилила давление на Южную Осетию, многократно возросла роль ОБСЕ как нейтрального посредника в деле мирного урегулирования. Ведь одной из главных миссий ОБСЕ было содействие мирному урегулированию конфликта.

Однако цхинвальский офис ОБСЕ, как и миссия в Грузии, скрывали военные приготовления грузинской стороны, ретушировали нарушения грузинской стороной норм и положений Смешанной контрольной комиссии в зоне конфликта, нарушали безопасность Южной Осетии, препятствовали выставлению постов силовых структур Южной Осетии в кризисных зонах, направляли в штаб-квартиру ОБСЕ в Вену необъективные и тенденциозные отчеты. Об этом неоднократно заявлял сопредседатель СКК от Южной Осетии Борис Чочиев, практически за руку ловивший ОБСЕ за этими постыдными поступками, фактически преступлениями. Нарушения грузинскими силовиками положений и соглашений в рамках СКК фиксировались совместно сотрудниками офиса ОБСЕ и военными наблюдателями миротворцев, в результате чего составлялись отчеты. Но факты, изобличающие грузинскую сторону, убирались из отчетов и в Вену шел причесанный вариант. Миссия ОБСЕ в Грузии скрывала в отчетах обеспокоенность Южной Осетии нарастанием напряженности в зоне конфликта и возможной эскалации.

И 6 апреля 2006 года в Вене на сессии Постоянного совета ОБСЕ при обсуждении грузино-осетинского конфликта, юго-осетинская сторона подверглась несправедливой критике от австрийского председательства в ЕС, поверенного в делах Миссии США в ОБСЕ Кайла Скотта и других участников, которые опирались на необъективную и недостоверную информацию от Миссии ОБСЕ в Грузии. Югоосетинская часть СКК не оставила без внимания выпад и Борис Чочиев направил действующему председателю ОБСЕ Карелу Де Гюхту письмо, в котором обвинил Миссию ОБСЕ в Грузии в тенденциозности, сокрытии действий Грузии, ведущих к эскалации ситуации, нарушении грузинскими силовиками норм и положений СКК, Сочинских соглашений и других документов. В целом в письме красной нитью проходила тревожная мысль о подготовке к войне против Южной Осетии. Как заключил Борис Чочиев, Южная Осетия еще раз обращает внимание на необъективную подачу информации Миссией ОБСЕ в Грузии, которая в соответствии с располагающими неопровержимыми сведениями, дезинформирует и дезориентирует инстанции, которые пользуются указанными отчетами для выработки позиции по всему комплексу вопросов, связанных с урегулированием конфликта.

Именно в таком ключе прошла деятельность Миссии в Грузии и офиса ОБСЕ в Цхинвале вплоть до августа 2008 года. Южная Осетия неустанно обращала внимание международного сообщества на военные приготовления Грузии и тенденциозность Миссии ОБСЕ, делала в СМИ заявления, выносила тревожную повестку дня на суд многочисленных зарубежных делегаций, которые посещали Южную Осетию.

Однако руководство ОБСЕ оставалось безучастным к сигналам и обеспокоенности Южной Осетии, фактически встав по одну сторону с государством-агрессором – Грузией. В результате ОБСЕ потеряла даже гипотетическую репутацию в Южной Осетии, но продолжала работать на ее территории, финансировать неправительственный сектор, пытаясь вскормить прозападную коалицию… и потерпела на этом поприще крах.

Результатом пособничества ОБСЕ Грузии стала военная операция в августе 2008 года против Южной Осетии. Результаты ее хорошо известны. Грузия потерпела сокрушительное поражение, а ОБСЕ прекратило деятельность не только в Южной Осетии, но и в Грузии.

По итогам войны 2008 года руководство Южной Осетии, ее внешнеполитические институты обвинили ОБСЕ в бездействии и пособничестве Грузии, в геноциде осетинского народа. Отмечалось, что сотрудники Миссии ОБСЕ знали о готовившейся агрессии, но не предупредили население Южной Осетии и покинули пределы Республики, оставив пару представителей миссии. Более того, во время бомбежки оставшиеся в Цхинвале сотрудники ОБСЕ отказались размещать в бункере своего офиса женщин и детей, которые метались по улицам города в поисках убежища. Этот факт вызвал возмущение в руководстве Республики, которое назвало действия сотрудников миссии подлыми и бесчеловечными, пообещав подать в суд на ОБСЕ. А в сентябре 2008 года, спустя месяц после агрессии Грузии, в подвале офиса ОБСЕ в Цхинвале были обнаружены листовки антиюгоосетинского содержания, призывающие к свержению руководства РЮО и разжигающие межнациональную рознь, и литература, выпускавшаяся прогрузинской «временной администрацией».

Перечисление пунктов обвинения в адрес ОБСЕ по масштабам затмит объемный труд комиссии Евросоюза под руководством Хайди Тальявини, которая признала зачинщиком войны Грузию. Однако спустя всего три года после агрессии 2008 года ОБСЕ, как ни в чем ни бывало, предложила Южной Осетии свои услуги по возобновлению сотрудничества. Реакция Южной Осетии на циничное предложение ОБСЕ была соответствующей. Организации дали понять, что она признает свою ответственность за август-2008, мирится с существующими политическими реалиями, признает Южную Осетию и только после этого открывает прямую Миссию в Республике. Однако Южная Осетия до сих пор ждет извинений от ОБСЕ за события августа 2008 года.

Как показали военные конфликты, переформатирование и дезинтеграционные процессы в Европе, ОБСЕ не располагает антикризисным потенциалом. ОБСЕ стала не мироустроительной организацией, она выродилась в своеобразный политический рудимент. Она открыто продемонстрировала пренебрежение к одной из сторон, симпатии и всестороннюю поддержку к другой стороне, нарушив заявленные задачи Организации, нацеленные на поддержание мира на континенте. ОБСЕ не смогла урегулировать или упредить ни один конфликт в Европе в рамках ее территории. В этом смысле форсирование отношений с ОБСЕ не отвечает нашим национальным интересам. Трагического опыта «сотрудничества» Южной Осетии с ОБСЕ достаточно, чтобы понять: ОБСЕ выступила в качестве пособника агрессии, а после войны переквалифицировалась в адвоката грузинской стороны! Механизм ОБСЕ оказался неэффективным, он провалился и реалии диктуют использование иных механизмов безопасности, они, кстати, реализованы путем серьезного российского военного присутствия в Южной Осетии. Нужда в других механизмах отпала.

Александр КЕЛЕХСАЕВ