Помогая ребенку в выборе профессии, мы открываем ему дорогу в успешную, счастливую жизнь

""

Настоящим счастьем и откровением для меня стала совместная работа с коллегами – сподвижниками и профессионалами своего дела. Искренне восхищаюсь организаторами образования, педагогами, благодаря которым молодая республика Южная Осетия в самые тяжелые годы открывала новые школы, гимназии, сохраняя при этом все самое лучшее из советского опыта образования. Эти скромные люди совершили настоящий духовный подвиг. Благодаря им у детей, у подростков, у всех молодых людей есть возможность получить качественное, современное образование.
С каждым годом уровень подготовки учащихся школ, колледжей и студентов ЮОГУ повышается. В новых условиях перед молодыми людьми открываются новые горизонты. За редким исключением, все они, с самого детства, мечтают о той или иной профессии.
Однако, выбирая специальность, многие подростки в Южной Осетии ориентируются не столько на личные интересы и склонности, сколько на ставшие модными еще в «лихие» 90-е годы профессии юриста, экономиста. Некоторые готовы сражаться за любое из бюджетных мест, ежегодно предоставляемых Россией по различным специальностям в лучших вузах государства. Но при этом ни подростки, ни их родители зачастую не принимают во внимание, насколько личные качества молодого человека, его способности и мечты соответствуют требованиям выбранной профессии. И совершенно не учитывают ситуацию, сложившуюся на рынке труда, чтобы выбранное направление могло принести как моральную, так и материальную пользу в будущем.
По разным причинам Южная Осетия оказалась в ситуации, когда огромное количество людей имеют дипломы о высшем образовании, а нужных экономике специалистов не хватает. Сотни, если не тысячи молодых людей – уроженцев республики – получили серьезное образование в престижных российских вузах, но не могут вернуться на родину, потому что работы по специальности для них нет. В то же время республика остро нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, особенно в строительстве, сельском хозяйстве и других сферах.
Чтобы работа стала радостью, источником для самовыражения, обеспеченности и реализации творческого потенциала каждого человека, государство через родителей и педагогов способно существенно помочь своим юным гражданам в выборе специальности. Пока, к сожалению, процесс профессионального самоопределения школьников Южной Осетии протекает недостаточно эффективно, учащиеся затрудняются в выборе профиля обучения, делают этот выбор случайно, без учета требований рынка труда. Это, в свою очередь, приводит к немотивированному выбору профессии, учебного заведения профессиональной подготовки, а, следовательно, и к отсутствию желания работать по полученной специальности.
На современном этапе с це-лью облегчения выбора профессии выпускниками, в школах Южной Осетии необходимо наладить профильное обучение, це-лью которого является создание системы специализированной подготовки на уровне основного и среднего общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся.
На мой взгляд, следует обратить внимание на систему непрерывной профессиональной подготовки (профильного образования) «школа-колледж-вуз», которая в последнее десятилетие набирает обороты в России. В частности, в некоторых регионах реализуется программа профильного параллельного обучения.
Она рассчитана на выпускников 9 класса, которые продолжают свое обучение в школах, гимназиях и лицеях и одновременно желают обучаться в колледже при институте или университете по специальностям среднего профессионального образования. Обучение в колледже строится таким образом, что учащийся 10 класса становится одновременно студентом колледжа и может выбрать следующие формы обучения:
очно-заочная – группа выходного дня (занятия проходят по субботам)
заочная форма обучения с использованием дистанционных технологий.
Таким образом, за два года школьник-студент получает аттестат о среднем (полном) образовании в школе, осваивает двухгодичную программу выбранной специальности и отдельные дисциплины высшего профессионального образования. Получив специальность, вчерашний школьник может поступить на работу, либо продолжить учебу в вузе.
Применительно к Южной Осетии программу профильного параллельного обучения можно реализовать на базе Юго-Осетинс-кого госуниверситета. К примеру, школьник на отделении промышленного и гражданского строительства может получить востребованную рабочую или техническую специальность, а дальше начать работать по приобретенной специальности, тем более, что в этой отрасли рабочие руки востребованы всегда. При желании и соответствующих способностях образование можно продолжить, причем на льготных условиях, предоставляемых выпускнику колледжа при университете на законных основаниях.
Разумеется, для осуществления этого проекта понадобятся согласованные действия законодательной и исполнительной властей республики и ЮОГУ как единственного высшего учебного заведения. Еще об одном важном аспекте хотелось бы сказать особо. К сожалению, пока в сфере образования отсутствует взаимосвязь школ, колледжей, ЮОГУ с одной стороны, а с другой нет взаимодействия между организациями профессионального образования и работодателями. Эта связь должна быть! Больше того, формула должна состоять не из трех, а из четырех составляющих: школа-кол-ледж-вуз-работодатель.
Современные экономические реалии, вызовы, с которыми сталкивается профессиональное образование республики и бизнес должны заставить образовательные организации искать новые формы взаимодействия, а бизнес – поворачиваться лицом к образованию. Суть такого сотрудничества заключается в интеграции усилий и ресурсов (материальных, информационных, интеллектуальных) образовательных организаций и предприятий для создания единой образовательно-производственной среды для формирования профессиональных кадров, отвечающих требованиям работодателя.
Нам всем важно понять самим и объяснить ребенку, что не стоит гнаться за наиболее престижными и высокооплачиваемыми профессиями, ведь за пять лет обучения в вузе в реальной жизни многое может измениться. А профессия, близкая личностным особенностям человека, близкая его душе, всегда будет приносить ему удовлетворение и уважение в обществе.
Темина КАЗАХОВА,
советник Администрации Президента РФ по вопросам образования и науки РЮО, кандидат экономических наук