Почтовая служба РЮО будет расширять спектр предоставляемых услуг

После известных событий начала 1990-х годов югоосетинская почта практически не функционировала. За последние два года ситуация в отрасли кардинально улучшилась. После того, как был налажен полноценный почтовый обмен с Россией, стало возможным с территории Южной Осетии отправлять в другие страны посылки, бандероли, осуществлять денежные переводы и т.д.

Почтовая связь в стране находится в ведении государственного унитарного предприятия «Почтово-телеграфная служба РЮО» Комитета связи и массовых коммуникаций. Подробнее о его работе, предоставляемых услугах и планах на будущее нашей газете рассказывает генеральный директор предприятия Анатолий Хугаев:

– ГУП «Почтово-телеграфная служба РЮО» было создано в 2009 году в результате реорганизации Производственного объединения связи. Соответствующее постановление было принято Президиумом Правительства. Перед предприятием стояло много нерешенных вопросов. В силу объективных причин почтовая служба не могла в полной мере выполнять свои функции.

Благодаря помощи российских коллег удалось поднять работу предприятия на качественно новый уровень, возобновилось полноценное международное почтовое сообщение. Этому способствовало заключение договора о сотрудничестве между ГУП «Почтово-телеграфная служба РЮО» и ФГУП «Почта России» в рамках ранее подписанного межправительственного соглашения между Россией и Южной Осетией о сотрудничестве в сфере связи и информационных технологий. «Почта России» на безвозмездной основе провела капитальный ремонт в здании почтового отделения в Цхинвале, оснастила его современным оборудованием.

Сегодня наше предприятие выполняет практически все виды почтовых операций. С территории Республики можно совершать денежные переводы, отправлять бандероли, посылки, простые и заказные письма и не только в Россию, но практически в любую страну мира.

Международные отправления, адресованные в Южную Осетию, поступают в Цхинвал через Место международного почтового обмена Москва – Владикавказ.

Деньги можно переводить через каналы «Почты России» и международную систему Контакт, которую мы внедрили несколько месяцев назад. Посредством этой системы осуществляется моментальный перевод денежных средств практически в любую страну мира.

Нашими услугами охотно пользуются не только местные жители, но также находящиеся в Республике российские военнослужащие и иностранные рабочие. Объемы входящих и исходящих почтовых отправлений увеличиваются в новогодние и другие предпраздничные дни.

Одним из главных достижений стало издание официальной югоосетинской почтовой марки. Южная Осетия – независимое государство и у нее должна быть своя марка. В оборот были выпущены марки двух видов, и обе действительны за пределами Южной Осетии. Первая номиналом 15 с. (руб.) была приурочена к 26 августа – Дню признания независимости РЮО Россией, вторая номиналом 50 с. (руб.) к 20 сентября – Дню Республики.

Нам удалось наладить бесперебойную доставку местной и российской периодической печати во все населенные пункты Республики, в том числе самые отдаленные. До создания ГУП «Почтово-телеграфная служба» эти функции вынужденно выполнял Дом печати (до 2009 г. А. Хугаев занимал должность директора Дома печати, прим. авт.). На грузинских блокпостах наши газеты изымались и уничтожились, но окольными путями удавалось доставлять прессу жителям сел, даже в Цинагарскую зону. Почтовая служба после грузинской агрессии 1991-92 гг. испытывала большие проблемы, ее деятельность ограничивалась только городом Цхинвал. Сегодня республиканские печатные издания доставляются и в села с преимущественно грузинским населением, например, в Чысанское ущелье Ленингорского района.

Почтово-телеграфная служба, кроме того, наладила доставку пенсий и детских пособий по всей Республике. До 2009 года эта работа проводилась только в пределах города Цхинвала.

– Какой процент взимается при переводе денежных средств, и каковы тарифы на другие почтовые услуги: отправку бандеролей, посылок, писем и т.п.? Каковы сроки их доставки?

– При отправлении денежных переводов взимается около 2% от суммы перевода. Нам от нее остается только 0,6 %, еще 0,3% достается банку, остальной процент нашему партнеру. Стоимость бандероли, посылки и письма зависит от их веса. Сроки их доставки по территории России уже зависят от наших российских партнеров. В среднем в течение недели посылка доходит до адресата.

ПОЧТОВЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ ЕСТЬ, НО У НИХ НЕТ СВОИХ ПОМЕЩЕНИЙ

– Анатолий Заурбегович, как скоро доставляются республиканские газеты в села, получают ли их подписчики вовремя?

– В целом печатные издания в районы доставляются своевременно. В райцентрах и в большинстве сел подписчики получают республиканские газеты в день выхода номера. Почтальоны свою работу стараются выполнять добросовестно. С небольшим опозданием пресса доходит до жителей сел Синагурской зоны и Ленингорского района, что объясняется удаленностью этих территорий от центра и плохим состоянием дорог.

– Сколько отделений Почтово-телеграфной службы на сегодняшний день функционирует в Республике и в каком они состоянии?

– Всего в республике на сегодняшний день действует 19 почтовых отделений: в Цхинвале, Квайсе, четыре районных и 13 сельских отделений. Но проблема – в отсутствии зданий для них, они были разрушены во время военных действий и землетрясения. Только в поселке Ленингор сохранилось здание почты, но оно нуждается в капитальном ремонте. В райцентре Дзау для работы почтовиков приспособили два вагончика. В поселке Знаур отделение размещается в здании администрации района. В селах корреспонденция поступает на дом к начальнику почтового отделения или почтальону, которые потом ее распределяют. Вот такая получается ситуация: отделения есть, но у них нет своих помещений.

В райцентрах обязательно должны быть здания почты. Желательно, чтобы они имелись и в селах. В этих объектах можно было бы продавать конверты, карточки Остелекома и т.д., в перспективе там можно открыть пункты доступа в интернет, курсы по обучению детей компьютерной грамотности. Думаю, в этом заинтересовано и само местное население, а почтовая служба будет иметь какие-то доходы.

– Нынешним летом в ходе своего визита в Цхинвал руководство Минкомсвязи РФ предложило построить в Республике пять крупных почтовых отделений, а в отдаленных селах использовать мобильные передвижные пункты, оснащённые всем необходимым для осуществления почтовых операций. Какое решение принято по этим предложениям?

– Программа развития отрасли разработана. В ней в том числе обозначены мероприятия по развитию почтовой инфраструктуры. Планируется построить здания почтовых отделений в райцентрах Дзау и Знаур, а также в крупных населенных пунктах Цинагар и Дменис. Но реализация этих планов будет зависеть от финансирования. Данный проект не был включен в Инвестпрограмму на следующий год. Возможно, строительство этих объектов начнется в 2015 г.

В самом Цхинвале мы намерены открыть три отделения почты в разных микрорайонах. В советское время в городе было несколько зданий почтовых отделений, но в годы безвременья они оказались в руках частных лиц и используются в качестве торговых объектов. Нам отказывают возвращать эти здания, однако через суд будем добиваться справедливости.

Важно решить и вопрос с капитальным ремонтом здания Главного почтамта, которое находится в очень плохом состоянии. Несколько лет назад была отремонтирована только часть здания. Решение проблемы нельзя откладывать в долгий ящик, в таких условиях работать довольно непросто.

НЕХВАТКА ТРАНСПОРТА И НИЗКИЕ ЗАРПЛАТЫ

– Какие еще проблемы стоят перед Почтово-телеграфной службой? Какова ее материально-техническая оснащенность, нет ли нужды в квалифицированных специалистах, а также в почтальонах?

– Кадровая проблема дает о себе знать, предприятие нуждается в специалистах высокой квалификации среднего звена. Ищем способных людей, которых будем направлять на обучение в Россию. Почтальонов у нас в принципе достаточно. Но надо отметить, что работают они на маленькие зарплаты, в селах оклад составляет 4 тысяч рублей, в городе – 6 тысяч рублей в месяц. Между тем в день почтальонам, в основном это женщины пожилого возраста, приходится пешком преодолевать много километров.

Мы хотим повысить оклады нашим работникам хотя бы до среднего уровня зарплат в Республике. Представили соответствующие предложения, но, к сожалению, они не были удовлетворены Минфином. Между тем маленькие зарплаты в немалой степени мешают предприятию решать кадровые вопросы. Нередко к нам обращаются молодые люди, выражающие желание работать почтальонами, но их не устраивают низкие зарплаты и они уходят.

Кроме того, определенные трудности Почтово-телеграфная служба испытывает из-за нехватки автотранспорта. У предприятия есть лишь несколько старых легковых автомобилей.

Нам тяжело без автотранспорта. Для доставки почты в районные отделения мы вынуждены пользоваться услугами частников, иногда прессу отправляем на пассажирском автобусе. Будем стараться решать все эти проблемы.

– Подписная кампания на республиканскую периодику приближается к финишу. Как она проходит, какое издание идет в лидерах, и увеличится ли в целом подписной тираж по сравнению с прошлым годом?

– Подписная кампания завершится в конце месяца, тогда и подведем ее итоги. В целом она проходит как обычно. Полагаю, объемы подписных тиражей будут не меньше, чем в прошлом году. По традиции читатели чаще всего выписывают газету «Южная Осетия». Растет число поклонников газеты «Республика». Хочется, чтобы было больше подписчиков у осетиноязычных газеты «Хурзарин» и журнала «Фидиуаг». Считаю, что в каждом доме должны отдавать предпочтение газетам и журналам, выходящим на родном языке.

– А какие российские издания пользуются большей популярностью у югоосетинских подписчиков?

– Разные газеты. Многие выписали «Аргументы и факты», немало граждан подписались на спортивные издания. Популярностью пользуются и журналы о здоровье, такие как ЗОЖ и «Айболит».

ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

– Каковы дальнейшие планы по развитию Почтово-телеграфной службы РЮО? Какие у Вас идеи по расширению спектра предоставляемых услуг?

– ГУП «Почтово-телеграфная служба РЮО» создано относительно недавно, конечно, оно будет развиваться. Планируем расширить ассортимент почтовых услуг и повышать качество сервиса. Мы следим за современными тенденциями. Будем выезжать в Россию, знакомиться с работой аналогичных служб на месте. По возможности постараемся внедрять в работу нашей почтовой связи передовые технологии, чтобы уверенно идти в ногу со временем. Нам надо думать над тем, как сделать предприятие рентабельным, пока оно не может обходиться без государственных дотаций. Одним из источников дохода, например, может стать введение такой услуги, как доставка товаров из России и других стран, заказанных в интернет-магазине. Этот вопрос сейчас находится на стадии проработки. Возможно, такая услуга появится у нас уже в ближайшее время. Есть и другие идеи, которые со временем будем воплощать в жизнь.

Но хочется обратить внимание на тот факт, что, к сожалению, в перечне календаря праздничных дней, которые были недавно утверждены, почему-то не оказалось праздника югоосетинской почты. Это недоработка тех, кто принимал участие в составлении календаря. Между тем, в каждой стране отмечается праздник национальной почты.

Мы будем ставить вопрос перед вышестоящими инстанциями, чтобы в Республике был учрежден праздник – День почты Южной Осетии, ведь почта является важным атрибутом государственности. Датой ее празднования следует считать 18 июня. Именно в этот день в 2009 г. постановлением Президиума Правительства фактически состоялось рождение национальной югоосетинской почты.

– В завершение нашей беседы, что бы Вы хотели пожелать жителям Республики в преддверии Нового года?

– Жителей нашей Республики поздравляю с наступающим Новым годом! Желаю им здоровья, счастья и благополучия, чтобы в 2014 году «Почта Южной Осетии» приносила в их дома только добрые, радостные вести!

В. КАЛАЕВ