Пивзавод встает «на ноги»

 

 

 

 

 

""

Как западные журналисты искали осетинское пиво

Цхинвальский завод пива и фруктовых вод – одно из немногих госпредприятий республики советского периода, которое не только выжило в новых экономических условиях, но пытается развиваться вопреки выпавшим на его долю испытаниям. Старейшее предприятие пищевой промышленности постепенно наращивает объемы производства и выходит на уровень рентабельности.


Завод, основанный в 1950 году, всегда славился своим бодрящим хмельным напитком. Он выпускал пиво разных видов – «Жигулевское», «Московское» и «Осетинское». Продукция пользовалась успехом как в самой Южной Осетии, так и за ее пределами. Она большими партиями вывозилась в различные регионы Грузинской ССР. Причем производственных мощностей (350 тыс. декалитров в год) стало не хватать и в конце 1980-х гг. на территории предприятия начали строить новый завод мощностью до 1 млн декалитров в год, однако начавшиеся военные события и развал Советского Союза помешали осуществиться амбициозным планам. Объект до сих пор стоит в недостроенном виде.

Тяжелый этап восстановления
Нынешнее положение пивоваренного предприятия не столь благополучное, как в советские времена. Немалый урон нанесла августовская война 2008 г. Цеха и административный корпус пострадали от попадания снарядов, но самый большой ущерб – из-за отсутствия электричества испортилось около 100 тонн хранившегося на складе готового пива.
Завод с трудом перенес убытки, несколько лет не мог возобновить производство своего коронного пенного напитка. Постепенно собственными усилиями удалось наладить работу и выйти на прибыль.
Как говорит директор Цхинвальского пивзавода Ваид Зассеев, начиная с 2015 года предприятие потихоньку увеличивает доходы. Улучшению ситуации способствовало приобретение на кредитные ресурсы новой холодильной установки, которая была остро необходима для производства и хранения продукции. «В прошлом году реализовали около 100 тонн пива. Заплатили налоги, подняли зарплату работникам. В мае планируем ещё увеличить оклады. Минимальный размер составит 10 тысяч рублей», – сказал директор.
Производственный процесс проходит в непростых условиях. Цеха давно требуют ремонта, станки устарели, но руководство предприятия планирует постепенно их обновлять.

Наше пиво – лучшее
Завод выпускает пиво под маркой «Осетинское». Напиток, как заверяют работники, изготавливается исключительно из натуральных компонентов: солода и т.д. В этом и заключается его главное преимущество перед аналогичной привозной продукцией. «Наше пиво не содержит никаких концентратов, искусственных добавок», – подчеркнул В. Зассеев.
Предприятие реализует хмельной напиток в единственном своем магазине. Пока он продается на розлив, но руководство завода намерено вновь организовать выпуск пенного в 1,5 и 0,5-лит-ровых бутылках. После этого можно будет сдавать и в магазины. Впрочем, и сейчас этот освежающий алкогольный продукт неплохо раскупается на месте.
ГУП «Цхинвальский завод пива и фруктовых вод» также производит лимонад, водку и ликер «Ронг» в стеклянных бутылках емкостью 0,5 л. Как говорит Ваид Зассеев, в планы входит закупка нового оборудования для цеха по розливу лимонада. «Мы хотим производить натуральный лимонад, который выпускали в советское время. Постараемся ещё цех подремонтировать», – поделился планами директор.
Он твердо намерен поставить «на ноги» пивоваренное предприятие. Здесь работает с 1986 года, начинал сменным технологом, потом завпроизводством, а руководителем является с 2006 года. «Для меня этот завод очень дорог. С ним прошел сложные этапы, но сейчас вместе с коллективом стараемся стабилизировать производство. Моя единственная цель – вновь сделать предприятие успешным», – решительно настроен В. Зассеев.

Верность заводу
На Цхинвальском пивзаводе сегодня числится около 30 человек, это почти в три раза меньше по сравнению с советскими годами. Но, самое, главное, сохранился основной костяк специалистов. Многие из сотрудников в свое время с отличием окончили вузы по специальности в Москве, Киеве, Ташкенте и других городах СССР. Вместе с тем появились на заводе и молодые кадры.
Есть на предприятии люди, которые десятилетиями ему преданно служат, и стали, можно сказать, символами завода. Ведающая делопроизводством Людмила Буковская работает в Цхинвальском пивзаводе с 1963 года. Она ностальгирует по славному прошлому предприятия, но с оптимизмом смотрит в его будущее. «Завод в советское время «гремел», здесь работало много людей, жизнь вокруг бурлила, – вспоминает Людмила. – Сейчас другие времена, но я надеюсь, что трудности не помешают нашему предприятию развиваться».
Замира Хугаева окончила Московский технологический институт пищевой промышленности и в1982 г. поступила на работу в Цхинвальский пивзавод. Начинала лаборанткой, затем стала заведующей цехом по розливу лимонада. «Наш завод пережил тяжелые времена. После войны в республике начали вкладывать крупные суммы денег на какие-то сомнительные проекты, а наш завод, имеющий перспективы, почему-то оставался в стороне от внимания государства. Экономика республики не будет развиваться, если не поднимать собственное производство. И ставку нужно делать на такие предприятия как наш завод, который варит прекрасное пиво, за ним люди ночами вставали в очередь, – говорит Замира. – Сейчас, благодаря нашему директору ситуация на заводе выправляется».

Первым делом пиво – работа потом
О качестве осетинского пива знают и в Европе. Вспоминается реальный случай, когда летом 2004 года в Цхинвал прибыли журналисты западных агентств. На Театральной площади, где проходил крупный митинг о воссоединении с Россией, им повстречался журналист нашей газеты. Первая и самая главная просьба представителей западных СМИ была показать им, где продается осетинское пиво. «Мы о нем услышали в Праге, в Чехии», – сказали они. Наш коллега не ударил в грязь лицом и презентовал им большую партию пива. Захмелевшие, но довольные западные журналисты приступили к освещению митинга на площади.
Коллектив пивоваренного предприятия отличает удивительная сплоченность. «Потому что мы все очень любим наш завод, душой болеем за него, – объясняет завцехом по розливу водки Татьяна Джигкаева. – Я почти 33 года работаю здесь, для меня этот завод как родной дом».
Специалисты предприятия признаются, что наверняка могли бы найти применение своим знаниям на другой, более высокооплачиваемой работе, однако решили остаться, потому что верят в светлое будущее Цхинвальского завода пива и фруктовых вод.
А.БАГАЕВ