Отложенный бюджет, или коллизии югоосетинской действительности

Сегодня с 14 января на всем постсоветском пространстве, собственно говоря, и начинается новый 2017 год. Несмотря на все усилия большевиков, решивших в 1918 году «с переходом к новой светлой жизни» поменять и исчисление календаря, люди не захотели забыть Старый Новый год. В СССР, отметив с широкой душой официальное 1 января, граждане не забывали организовать в ночь с 13 на 14 января и проводы уходящего года на Старый Новый год.

Несмотря на то, что в текущем году новогодние выходные и не были «длинными», общественное сознание в Южной Осетии находилось в неге новогодней ауры всю первую половину января. Праздничные елки, детские утренники, подведение итогов в министерствах и ведомствах – вот все, что составляло содержание информационных поводов для СМИ с 1 января по 13 января включительно. Выделялся разве что приезд В.Ванеева по вопросу строительства мясоперерабатывающего завода агрохолдинга «Евродон», да и здесь осетинский бизнесмен по факту отчитывался перед главой государства о том, когда предприятие начнет выпускать свою продукцию.

Вместе с тем страна встретила новый 2017 год в неопределенности –   без утвержденного государственного бюджета. На завершающей сессии прошлого года Парламент отклонил бюджет, представленный Правительством. Основанием этого решения для депутатов стало то, что, по их мнению,   исполнительная власть пошла на нарушение Конституции и конституционных законов, обозначив в качестве распорядителя бюджета несуществующий с мая 2014 года Высший арбитражный суд и определив под него финансирование в размере более 10 миллионов рублей.

Глава Правительства Д.Кулумбегов прокомментировал эту ситуацию следующим образом: «Камнем преткновения для отклонения бюджета по комментариям Парламента является то, что в бюджет Республики в качестве главного распорядителя бюджетных средств фигурирует Высший Арбитражный суд, которого больше нет в Конституции. С формальной точки зрения это правильно, но почему мы оказались в этой ситуации, этого не было сказано».

Глава кабинета министров пояснил, что в 2014 году в Республике была инициирована реформа судебной системы, в соответствии с которой упразднялся Высший арбитражный суд, часть прерогатив которого перешла к Верховному суду, а часть – к создаваемому Арбитражному суду. По представлению Президента Республики Парламентом должны были быть утверждены председатель и судьи Арбитражного суда, сформирован аппарат суда. 13 июля 2015 года были представлены кандидатуры на должность председателя и судей. Соответствующие представления, по словам Председателя Правительства, поступили в Парламент, однако до сих пор они не рассмотрены.

«На вопрос, почему они не рассмотрены, ответа до сих пор нет, – подчеркнул Д.Кулумбегов. – Никаких официальных объяснений от Парламента не поступало ни в Администрацию Президента, ни в Правительство».

Получилось то, что получилось: Высший арбитражный суд не ликвидирован, а Арбитражный суд не создан. Правительство, по словам Д.Кулумбегова, предложило следующий выход из правовой коллизии: до 1 марта в качестве главного распорядителя бюджетных средств оставить Высший Арбитражный суд, и до этого срока исполнить закон от 7 мая 2014 года о создании Арбитражного суда, чтобы Парламент в соответствии с ним рассмотрел представления Президента и был образован Арбитражный суд.

После этого наименование «Высший арбитражный суд» в тексте документа можно было бы поменять на «Арбитражный». Однако компромисс не был достигнут, и новый 2017 год страна встречает без утвержденного бюджета. «Сегодня бюджет Республики – важнейший документ страны – стал разменной монетой в этом споре и заложником несогласованных действий», – резюмировал Кулумбегов.

Представители Парламента заявляют, что в этой ситуации нет ничего страшного. Мол, страна не первый раз начинает год без утвержденного бюджета. Однако это не значит, что исключения должны стать правилом.

Ситуация с неутвержденным бюджетом была и раньше, но исключительно в связи со сложностями перераспределения тех незначительных средств, которые имелись в югоосетинском бюджете. Сегодня, спустя годы, при наличии значительного финансирования непринятие бюджета уже выглядит нонсенсом.

Обратим внимание на то, что факт непринятия бюджета может нести и риски репутационных потерь для Парламента. Ведь простой обыватель не интересуется содержанием причин противоречий. Для него ясно только одно – депутаты не приняли государственный бюджет, согласно которому живет страна.

Непринятием бюджета страны создаются и конкретные сложности. Как справедливо полагает министр финансов Аза Хабалова, этим прежде всего создаются проблемы для нашего стратегического партнера Российской Федерации – стране, которая оказывает нам огромную финансовую помощь.

«Что касается проблем, которые возникают с непринятием основного экономического закона на 2017 год, во-первых, отсутствие документа, который обозначает в своем составе поступления финансовой помощи – это определенные проблемы для страны, которая финансовую помощь оказывает», – подчеркнула она.

Второй важной проблемой А.Хабалова назвала функционирование и саму реализацию бюджета. Министр на пресс-конференции для СМИ привела статью 107 (Временное управление бюджетом) Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса».

«В соответствии с этой статьей Минфин правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты в размере, не превышающем одну двенадцатую обязательств текущего года», – подчеркнула она.

Министр пояснила, с какими сложностями сопряжено финансирование по такой схеме.

«Каждый месяц каждое бюджетное учреждение будет заключать новые договора по оплате по электроэнергии, газу, водоснабжению, канализации, предоставлению интернет-услуг. Для лечебных учреждений это означает, что они каждый месяц заключают новый договор о поставке продуктов питания, о поставках лекарственных препаратов, также и образовательные учреждения», – рассказала она.

По словам А.Хабаловой, такая система сопряжена с большим объемом работы для тех организаций, которые предоставляют услуги, и тех, которые являются потребителями услуг. Министр предупреждает, что это будет порождать некоторые задержки, потому что ежемесячно Министерство финансов будет спускать лимиты на очередной месяц и, соответственно, после получения этих лимитов начинается очередной виток заключения договоров.

Еще одной серьезной проблемой министр назвала вопрос финансирования президентских выборов. «Президентские выборы – это новая статья расходов, которая не предусмотрена в 2017 году. Соответственно, финансирование выборов поставлено под вопрос», – подчеркнула она.

Сложившаяся ситуация отражает результаты затянувшейся судебной реформы, согласно которой должен был быть реформирован Арбитражный суд, полагает бывший глава Администрации Президента А.Джиоев. Чтобы Высший арбитражный суд был заменен Арбитражным судом в рамках судебной реформы, он должен быть ликвидирован. Между этими эпизодами не должно существовать правового пробела, иначе граждане не будут иметь инстанцию, куда бы они могли обратиться за защитой своих прав.

«Возникает вопрос, почему же затягивается создание Арбитражного суда? В русле этой реформы – назначение новых судей. Однако в течение долгого времени парламентарии не утверждают новый состав судей Арбитражного суда: председателя и его заместителя, предложенный Президентом страны, хотя обращение по этому поводу и было», – сказал А. Джиоев.

Это обращение датировано летом 2015 года, уточнил А. Джиоев, однако назначения так и не состоялись, хотя прошло полтора года.

При назначении членов Арбитражного суда предлагается руководствоваться положением об их назначении, разработанном партией «Единая Осетия», рассказал А.Джиоев. Это положение, в частности, предполагает новые, и во многом спорные требования к кандидатам. Среди них обязательное переназначение судей, что может привести к субъективному отбору судей.

«При этом принятие бюджета напрямую и в категоричной форме увязывается с реализацией положения судебной реформы», – был категоричен А.Джиоев.

Тот факт, что независимое государство встречает начало года без одобрения главного финансового документа, по которому предстоит жить весь год, не может не вызывать беспокойства. Впрочем, есть уверенность в том, что компромисс все же удастся найти. На это указывает и заявление первого заместителя Председателя Правительства А.Техова, который отметил, что вопросы по государственному бюджету на данный момент рассматриваются совместно с Парламентом и есть надежда, что они будут решены без ощутимых последствий для государственного управления.

О. ОСТАЕВ