От Аполлона и Батрадза к творчеству Хсара Гассиева: в ЮОНИИ подвели итоги работы

Актуальные вопросы истории, этнографии и экономики обсудили на отчетной конференции Юго-Осетинского научно-исследова-тельского института. Выступления сотрудников ЮОНИИ были посвящены подведению итогов научных изысканий, проделанных в течение года по целому ряду направлений. Как отметил директор научного института Роберт Гаглойти, отчетная конференция проводится ежегодно и позволяет отразить весь спектр деятельности югоосетинских ученых.

Один из докладов, подготовленный кандидатом исторических наук, старшим сотрудником отдела древней истории и археологии Залиной Джиоевой, затрагивал тему змееборческих сюжетов в искусстве древних кобанцев, скифов и осетин. Подробно разобрав осетинские легенды и сказки о семиголовом уаиге и залиаг змее, исследовательница провела параллели с известными сюжетами из греческой мифологии, связанными с образами Минотавра, Аполлона, Персея, Тезея и других.

По мнению Залины Джиоевой, можно провести аналогии между образом греческого бога Аполлона, громовержца Батрадза из нартовских сказаний и индийским богом Индрой. По версии ученого, эти мифы, по всей видимости, отражают переход человечества от стадии родоплеменных отношений к стадии цивилизации, от матриархата к патриархату и т.д.

Весьма интересный доклад был также представлен кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником отдела новой и новейшей истории Мадиной Гассиевой. В своем исследовании на тему «Научное изучение репрессий (1937-1938 гг.) в Южной Осетии и их художественное осмысление в творчестве Хсара Гассиева» ученая отразила негативное влияние репрессий на развитие науки и культуры в Южной Осетии. Детально рассказав о драматической судьбе осетинского художника Хсара Гассиева, чьи родители были репрессированы в 1937 году, она провела анализ его картин, в которых сквозь призму личностного восприятия живописца выражалось отношение к трагедии тысяч и тысяч репрессированных.

«Начиная с середины 70-х годов Гассиев периодически обращается к теме репрессий. Он создает работы глубоко личные, биографические, которые до определенного времени никому не показывает. В них через детские впечатления и переживания он осмысливает драматические события советской эпохи, – отметила Мадина Гассиева.

Серию картин художника, посвящённых репрессиям, исследователь поделила на два цикла. К первому отнесла произведения, в которых осмысливается процесс репрессий в отношении людей и их дальнейшая участь. Это такие полотна, как «Признание», «Расстрел репрессированного», «На расстрел» и другие.

В картине «Расстрел репрессированных» на фоне горного сурового пейзажа совершается массовое уничтожение людей. Художник изображает общий обезличенный иссиня-черно-алый поток «врагов народа», как того и требовала идеология тоталитарного режима. Личность каждого отдельного человека стирается, попирается его свобода, а жизнь обесценивается.

Ученый провела разбор и другого известного произведения Хсара Гассиева, написанного в 1982 году, оно получило название «За что?». В картине художник изображает лагерную камеру, где узники лежат на полках. Ощущение тесноты от большого количества заключенных также подчеркивается резким срезом границ изображения полотна. На переднем плане изображен узник, чье лицо искажено мучающим его вопросом. Персонаж Хсара Гассиева пребывает в неведении и не может дать себе хоть какое-то объяснение тому, что же произошло и каковы причины его заточения.

«Гассиев в типичной для себя манере использует холодные тона, черно- синюю цветовую гамму, передает тем самым суровые условия быта сталинских лагерей, в которых люди заживо замурованы, истощены физически, сломлены психологически. В произведении нет ни одного проблеска, светлой черточки или цветовой гаммы, настолько безысходна атмосфера их жизни», – резюмировала Мадина Гассиева.

В исследовательской работе автор обратила внимание на образ бабушки художника, которая ценой неимоверных усилий заботилась о внуках после того, как их родители подверглись репрессиям. «В картине «Воспоминание. Бабушка» ключевая фигура – пожилая женщина, она держит композицию, придавая ей равновесие и статику. В жизни осиротевших и беззащитных детей она стала опорой и надеждой. Бабушка вязала шерстяные носки на продажу и этим кормила внуков. Порой от усталости она засыпала и натыкалась лицом на спицы. Хсар Гассиев нарисовал эту сцену. Картина построена на резких контрастных линиях, которые придают композиции экспрессию, усиливая трагизм будней обездоленной семьи», – отмечает сотрудница ЮОНИИ.
Мадина Гассиева на примере судьбы Хсара Гассиева раскрывает другой ракурс репрессий: судьбы детей «врагов народа», чья жизнь была искалечена государственной системой. «Через цикл произведений о репрессиях Хсар Гассиев пытается разобраться не в причинах массового террора, а задумывается над его страшными последствиями, которые стали разрушительными для миллионов граждан», – подчеркнула молодая ученая.

В ходе научного форума были затронуты и вопросы экономики. В частности, доклад кандидата экономических наук, старшего научного сотрудника отдела экономики и социальных исследований ЮОНИИ Ирины Джиоевой был посвящен теме трансформации экономических систем, а также изучению методологии, теории и ретропрактики по этой проблематике.

Научный сотрудник отдела истории осетинской литературы Жанна Квагинидзе представила на суд публики исследование, посвященное анализу творчества осетинского поэта, прозаика, литературоведа и переводчика Рюрика Тедеты, выступавшего под псевдонимом «Скифирон». В докладе отмечался многогранный талант Скифирона, его активная общественная позиция и т.д.
Выступления вызвали оживленный интерес собравшихся, по ряду актуальных вопросов разгорелись диспуты.

Алла ГЕРГАУЛОВА