Светлой памяти моего мужа – режиссера, профессора, заслуженного работника культуры России Н. Н. Редькина посвящается.
В конце февраля весь мир был привязан к телеэкранам. Трансляция 85-той церемонии вручения премии «Оскар» приковала внимание кинозрителей. Голливуд стал «кинематографической Меккой». В том числе были обращены взоры и к синтетическому жанру «вестерн», ставшему визитной карточкой США.
В «Словаре иностранных слов» «Вестерн (от английского West – запад) – приключенческий кинофильм на тему о жизни североамериканских западных штатов в прошлом веке». (М.,1983г.). Википедия добавляет, что вестерн может включать в себя различные жанры: комедию, боевик, детективы, триллер, даже фантастику.
В первую очередь, с благоговением вспоминают Дугласа Фербенкса (1883-1939) – американского актера, крупнейшую звезду эпохи немого кино. Этой весной ему исполняется 120 лет со дня рождения. Именно этот жанр сопрягается с именем Д. Фербенкса – создателя галереи художественных образов, романтических героев по сценариям Аниты Лус, специально нацеленных на его мужское обаяние и фактуру. Режиссер Джон Эмерсон целую серию фильмов создал под Д. Фербенкса, учитывая его замечательные навыки верховой езды, фехтования, легкой атлетики.
Фильм «Знак Зорро» (1920 год) стал шедевром немого кино и олицетворением того, каким должен быть вестерн. Казалось, что его популярности не будет предела. Последовала целая серия фильмов плаща и шпаги: «Три мушкетера» (1921 г.), «Робин Гуд» (1922 г.), «Багдадский вор» (1924 г.), «Черный пират» (1926 г.) и др.
Миссия народного заступника, носителя справедливости – сквозное действие поступков героев в исполнении Д. Фербенкса. Именно в честь этого великого артиста и первого президента американской академии киноискусства известный советский кинорежиссер Григорий Александров назвал своего сына Дугласом.
Считалось, что никто не может приблизиться к уровню его исполнительства! Но не менее знаменитый в мире киносценарист, литературовед Виктор Шкловский счел, что есть лучше киноактер! И его имя – Владимир (Ладо) Бестаев (год рождения – 1897, г. Цхинвал). «Слава Богу, что Бестаев не похож на старомодного, балетного Дугласа Фербенкса. Ведь Бестаев это – ловкость 5-пудового, сильного, красивого мужчины», – сказал Шкловский. Он не стал вслед за американскими критиками называть Ладо «Кавказским Дугласом Фербенксом». Советские киноаналитики писали, что «Д. Фербенкс весь в тренировке, а Л. Бестаев – сама природа».
Кто же этот смельчак, дерзнувший дотянуться мастерством до самого Фербенкса? И чем этот джигит, родом из Южной Осетии, знаменит? Ладо, как и Дуглас, одновременно, в 1915 году, снялись в немом кино. Ладо – в «Огнепоклонниках» (съемки осуществили в Грузии французы), а Дуглас – в «Ягненке» (сценарист и режиссер Д.У. Гриффит). Фильм определил дальнейшую судьбу американского актера. За год он снялся в десятке картин.
Но в мировой кинематограф Ладо Бестаев ворвался в роли народного заступника в киноленте «Абрек Заур». Этот фильм с ошеломляющим успехом прокатился по всем странам, вызвав бурю восторга. Осетин и не помышлял, что ему придется состязаться со славой знаменитого американца, что фильм «Абрек Заур» станет шедевром немого кино.
В 1926 году под эгидой киностудии «Paramount Pictures» вышел фильм «Черный пират», где в главной роли предстал Д. Фербенкс. Сейчас, по прошествии почти 78 лет, это напоминает соревнование СССР и США в мировом кинематографе. В след за «Абреком Зауром» выходит в 1926 г. на экраны новый приключенческий фильм «Зелимхан» о чеченском народном герое-удальце, отчаянном храбреце (режиссер Олег Фрелих, киностудия «Грузия – фильм»). Кинолента повествует об уходе в народные заступники Зелимхана и его друзей, ни за что оговоренных и помещенных в тюрьмы. Смелые и правдолюбивые горцы, вырвавшиеся из застенок, противостоят режиму и несправедливости. Романтические герои, бурные страсти и по сей день вызывают пик эмоциональной и интеллектуальной взволнованности – катарсис, очищающий чувства и мысли зрителей. Позволю себе смелость выдвинуть гипотезу, что зачинателем этого приключенческого боевого жанра является и наша страна, и следовало бы назвать его, « ostern» (от ost – восток).
Владимир Герасимович (Ладо) Бестаев пережил Д. Фербенкса (настоящее имя Дуглас Элтон Ульман) почти на полвека. История киноискусства повествует о его главной роли Измаила в киноленте «Закон гор» (1927 г.); об участии в фильме «Те, кто прозрел» (режиссер Касьянов). В возрасте Христа В. Г. Бестаев приступил к съемкам в качестве режиссера фильма, где фабула строится на взаимоотношениях ингуша, чеченца и осетина. К сожалению, дорогущая иностранная кинопленка оказалась бракованной, и задумка оказалась нереализованной (по причине отсутствия финансирования, да и друг-художник картины попал в автоаварию и погиб). Он неоднократно пытался довести дело до конца, но безрезультатно.
По ходу повествования замечу, что история осетинского кино связана и с именем немца барона Вольдемара Икскуля, который до революции трижды приезжал в Северную Осетию по приглашению Магомета Гадараевича (Михаила Григорьевича) Дадианова и гостил в его родовом гнезде – в селе Гизель. Многие сюжеты ему подарил Магомет. Часть рукописей Магомета, равно как и Вольдемара, хранилась в архиве Икскуля в Берлине. Потом они, согласно завещанию барона, были переданы Гаппо (Георгию) Баеву – бывшему градоначальнику Владикавказа, после революции эмигрировавшему в Германию.
Барон так полюбил Северный Кавказ, что его творчество о героических людях этого региона порой ставили в Европе выше мастерства Л. Толстого. Он издал 14 томов, часть произведений имеется и на русском языке. «Абрек Заур», «Зелимхан», «Названные братья» принадлежат творчеству В. Икскуля. То, что написано бароном на немецком или на русском языках, Магометом было создано на осетинском. В подтверждение отмечу, в СОНИИ (Северо-Осетинском научно-исследовательском институте) хранилась часть рукописей писателя М. Дадианова. Я лично сама их читала. В благодарность В. Икскуль в своем доме в Берлине хранил огромный, во всю стену, портрет Гадара – отца Магомета, так как впервые о старинных нартских сказаниях, о современных героях Кавказа – Зауре, Урусхане, Зелимхане и других – узнал от него и потом отразил их успешно в своих произведениях. Часть архива с произведениями Магомета, погибшего в Австрии в 1914 году, взяли у его брата Александра осетинские писатели И. В. Джанаев (Нигер) (1896-1947) и Т. А. Епхиев (1911-1958) в напряженные дни Великой Отечественной войны, когда фашисты рвались к Дзауджикау (Владикавказу).
Кроме немых фильмов с участием В. Г. Бестаева с подобными сюжетами существуют и фильмы: об отчаянном храбреце: «Осетинская легенда» (1965 г., режиссер – А. Джанаев, оператор – М. Темиряев, композитор – И. Габараев, в фильме снимались непрофессиональные актеры), «Легенда горы Тбау» (1994 г., режиссер Р. Гаспарянц, в заглавной роли Урусхана – известный певец Ф. Царикатти).
Спектакль по произведению «Названные братья» (авторы – Икскуль и Дадианов) намеревался поставить профессор Ярославского театрального института режиссер Николай Редькин. К сожалению, его уход из жизни не позволил осуществить со студентами эту мечту. Видимо, его дочь Анастасия Редькина осуществит мечты не только своего отца, но и Владимира Бестаева и Георгия Джемиева.
Дуглас Фербенкс был один из первых актеров, оставивших оттиск своих ладоней в мокром цементе на Аллее славы в Голливуде 30 апреля 1927 года. В этом же году, став первым президентом киноакадемии, он провел первую церемонию вручения премии лучшим актерам.
Владимир Бестаев оставил после себя свое продолжение в творчестве замечательной актрисы театра и кино, народной артистки РФ – Татьяны Бестаевой, ведущей актрисы московского театра Моссовета. В 40 лет он стал отцом. Его дочь столь же красива, неповторима и обладает мощным темпераментом. Как по Ладо «сохли» женщины мира, так и по Татьяне – мужчины. В нее были влюблены А. Миронов, А. Белявский, а француз Ж. Депардье, посмотрев фильм Г. Параджанова «Тени забытых предков», где в главной роли горянки-гуцулки Палагны снялась Т. Бестаева, влюбился в нее безумно, приехал в Москву и стал неистово добиваться ее расположения. Кстати сказать, знаменитый сербский режиссер Эмир Кустурица считает лучшей картиной в мире до сих пор этот фильм. Жерар Ксавье Марсель Депардье, получив недавно гражданство России, не упустил возможность съездить на Северный Кавказ, на родину абрека Зелимхана – народного заступника, художественный образ которого удачно создал еще в 1926 году несравненный Ладо Бестаев. Жерар Депардье намерен снимать там фильмы про новых неистовых героев нашего времени. Может статься, за свое творчество он получит вторую кинопремию «Золотой глобус», а может быть, и «Оскара». Французы открыли дар Ладо Бестаева в 1915 году, а Жерар Депардье, наверное, – новых знаменитостей в 2015 году?!
Тамара Дадианова, доктор философских наук, культуролог, председатель осетинской диаспоры в г.Ярославль