Общественная палата как институт гражданского общества

20 июня состоялось заседание Общественной палаты Южной Осетии, на котором были проведены выборы руководителя палаты и его заместителя. Председателем на ближайшие два года вновь стал Анатолий Джиджоев, получивший поддержку всех членов палаты, а заместителем Владимир Гергаулов.

В процессе заседания глава аппарата Общественной палаты Руслан Кочиев ознакомил собравшихся, в числе которых были и новые члены палаты, с основными принципами работы этой структуры, ее полномочиями и приоритетными задачами. По его словам, перед Общественной палатой Южной Осетии, созданной в 2009 году, стоит серьезный фронт работы. «Проблем в стране пока достаточно много, поэтому поле для деятельности Общественной палаты весьма широкое», – отметил Руслан Кочиев.

На Общественную палату, которая в Южной Осетии играет пока не слишком заметную роль, законодательством возложена ответственная миссия. Она призвана обеспечить согласование интересов граждан, общественных объединений и органов государственной власти РЮО для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечение национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Республики Южная Осетия и развития демократических принципов гражданского общества в Республике Южная Осетия путем.

Фактически Общественная палата должна быть одним из звеньев общественного контроля за деятельностью органов власти, содействия помимо всего прочего, гражданской активности населения. Более того, она сама по себе является важным институтом гражданского общества в государстве.

Так уж сложилось, что существование гражданского общества невозможно без общественных организаций, так как именно они берут на себя выявление и решение тех проблем, на которые у государственных структур не хватает времени, ресурсов, а иногда и желания отдельных чиновников. Но и общественные организации далеко не всегда могут достучаться до высшей законодательной и исполнительной власти, а власть, в свою очередь, часто не владеет необходимой информацией. Для того, чтобы устранить разрыв между государством и обществом, во всех демократических странах создаются наделенные широкими полномочиями организации, призванные обеспечить согласование общественно-значимых интересов граждан и общественных объединений с органами государственной власти. В России, а вслед за ней и в Южной Осетии такие организации назвали общественными палатами.

Конечно, трудно сравнивать размах деятельности Общественной палаты Российской Федерации с ее югоосетинским аналогом. В России этот гражданский институт за сравнительно короткое время стал действительно каналом прямой и обратной связи между властью и обществом, влиятельным связующим звеном, располагающим разветвленным инструментарием и отстаивающим интересы граждан в рамках правового поля.

Но и у Общественной палаты Южной Осетии тоже достаточно неплохие возможности влиять на происходящие процессы, закрепленные законодательно. Так, в частности Общественная палата может давать заключения о качественном состоянии законодательных и нормативно-правовых актов органам исполнительной власти, а также местным администрациям и направлять указанные заключения соответствующим должностным лицам. Кроме того, в полномочиях Общественной палаты проводить экспертизу проектов законов и других нормативных правовых актов, принимаемых на всех уровнях.

Члены палаты имеют право принимать участие в работе комитетов и комиссии Парламента Республики Южная Осетия в заседаниях Правительства Республики Южная Осетия, коллегий органов исполнительной власти Республики Южная Осетия, разумеется, по согласованию с ними.

При поступлении запроса Общественной палаты Парламент Республики Южная Осетия, Правительство Республики Южная Осетия и местные органы власти обязаны передать Общественной палате законопроекты и проекты актов, указанные в запросе, а также документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы. Чтобы исключить привычную бюрократическую волокиту, законодательно закреплен временной лимит реагирования на запросы Общественной палаты. Должностное лицо, которому адресован запрос, обязано дать на него ответ не позднее чем через четырнадцать дней со дня его получения, а в исключительных случаях, определяемых Общественной палатой, не позднее чем через семь дней.

В целом, органы власти Южной Осетии обязаны оказывать содействие Общественной палате в осуществлении ее полномочий. Что же касается решений, заключений и предложений палаты, то они носят рекомендательный характер. Тем не менее, при активном и последовательном подходе, организация обладает серьезным ресурсом влияния.

Анатолий Джиджоев добавил, что только за период работы прежнего состава палаты в адрес главы государства было направлено более 20 обращений, часть из которых была удовлетворена.

За весь период деятельности Общественная палата уделяла внимание широкому спектру вопросов, включая не только проблематику восстановительных процессов и распределения жилья, но также морально-нравственного состояния общества. Затрагивалась и тематика, связанная с национальной безопасностью Республики и противодействием коллаборационистским элементам. Серьезное внимание уделялось защите прав подрастающего поколения, ограждению его от различных негативных явлений.

Отдельным направлением в работе Общественной палаты стало международное сотрудничество. В частности, как было отмечено на заседании, налажены контакты с Общественной палатой России и аналогичными структурами в субъектах РФ. Особенно плодотворное взаимодействие сложилось с коллегами из Чечни и Воронежской области.

После завершения обсуждения основных этапов деятельности палаты собравшиеся перешли к формированию персонального состава рабочих комиссий, предусмотренных регламентом.

В их составе три организации, по которым распределятся 16 членов палаты. Первая комиссия занимается вопросами послевоенного восстановления жилья, инфраструктуры, экономического развития и предпринимательства. На должность ее руководителя был предложен Сармат Габарати от Союза предпринимателей РЮО. Ко второй комиссии относятся такие направления, как культура, наука, образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Возглавить эту комиссию предложили Мадине Плиевой – председателю Фонда поддержки раненых, ставших инвалидами в ходе боевых действий на территории РЮО.

Третья комиссия отвечает за вопросы развития гражданского общества, соблюдения законности и общественного контроля над деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и судебно-правовой системы. В качестве ее руководителя была выдвинута кандидатура Юрия Миронова от общественной организации «Россы».

Главы комиссий, наряду с председателем палаты и ее заместителем, входят в Совет Общественной палаты. Однако следует уточнить, что персональный состав комиссий пока не окончательный, с этой целью будет проведено дополнительное обсуждение.

И. ТЕДЕЕВА