Облик привокзальной площади и необходимость обновления автопарка

Вокзал – своего рода визитная карточка каждого города. Ведь именно с него для приезжающих в Республику начинается знакомство с городом. Важно, чтобы он производил благоприятное впечатление. Нельзя сказать, что на автовокзале в Цхинвале созданы все необходимые условия, но он имеет вполне презентабельный облик.

Построенное в 30-х гг. прошлого века здание железнодорожной станции, ныне автовокзала, является одним из красивых архитектурных сооружений в Южной Осетии. Несколько лет назад оно было капитально отремонтировано. Зал ожидания достаточно просторный, в нем светло, чисто и тепло – в здании функционирует отопительная система. Зал оборудован скамейками, вот только народу собирается немного.

Нынче пассажиропоток уже не тот, что в былые советские времена. Курить и сорить не разрешается, о чем предупреждают приклеенные на стенах соответствующие надписи. Здесь же теперь размещается билетная касса, которая была перенесена сюда из небольшого одноэтажного строения, располагавшегося на территории вокзала. Расписание автобусного движения висит над кассой. Было бы неплохо разместить в зале газетный киоск и открыть небольшое кафе.

На ступеньках здания недавно были установлены перила, чтобы людям было легче подниматься, опираясь на них. Новшеству особенно обрадовались граждане пожилого возраста.

Над входом в здание висит гранитная доска с изображением святого Уастырджи – покровителя путников и воинов. Будет еще лучше, если в честь главного божества в осетинской мифологии на территории вокзала установят статую, для нее есть и готовый постамент, на котором когда-то стоял памятник вождю революции Ленину. Это уже вопрос к городской администрации.

Привокзальная площадь смотрится неплохо со своими симпатичными уличными фонарями в стиле ретро и сквером. В прошлом году было капитально отремонтировано здание туалета. Но общее впечатление портит жалкий вид некоторых расположенных здесь павильонов и ларьков. Эти объекты либо надо убрать, либо обязать владельцев привести их в надлежащий вид. Не добавляют позитивного настроения и навязчивые таксисты, которых здесь гораздо больше, чем пассажиров. Многие из них пытаются перехватить потенциальных клиентов уже на подступах к территории вокзала.

Стоимость поездки во Владикавказ на частном такси составляет 500 рублей. На государственном автобусе цена в два раза меньше – 250 руб., и повышать ее не собираются.

Переходя непосредственно к теме транспортного обслуживания населения, отметим, что государственное унитарное предприятие «Управление автомобильного транспорта – Южная Осетия» («УАТ-ЮО»), осуществляющее пассажирские перевозки по Республике, Цхинвалу и во Владикавказ, испытывает определенные трудности, связанные главным образом с нехваткой новых автобусов. Имеющиеся в наличии отработали свой срок эксплуатации, они часто выходят из строя, из-за этого предприятие несет дополнительные расходы. Автобусы, полученные в качестве гуманитарной помощи, тоже не новые. Не лучшего качества оказались несколько новых единиц транспорта. Руководство предприятия рассчитывает на скорое решение вопроса: в Инвестпрограмме заложены средства на закупку современных автобусов.

Как нам рассказал начальник эксплуатации ГУП «УАТ – ЮО» Лев Зассеев, маршрут Цхинвал-Владикавказ функционирует на паритетной основе, в день с каждой стороны совершается по три оборота. Перевозки осуществляются согласно расписанию, но в случае недобора пассажиров рейс может быть отменен. Минимальное количество пассажиров в 22-местном транспорте (маршрут Цхинвал-Владикавказ обслуживают автобусы марки «Богдан») должно быть не меньше 7-8 человек, чтобы хоть наполовину покрыть расходы. Предприятие зависит от государственных дотаций, но их объемы недостаточны. Впрочем, как говорит Лев Зассеев, срыв графика рейса случается редко. Со стороны Владикавказа автобус в Цхинвал может не выехать, если не наполнится пассажирами.

По словам Льва Зассеева, транспортным обслуживанием охвачены практически все сельские населенные пункты Южной Осетии, включая отдаленные высокогорные деревни.

На маршруте Цхинвал-Знаур ежедневно работают два автобуса в четыре оборота. Для рейса Цхинвал – Дзау задействованы один автобус и «ГАЗель» (12- местный микроавтобус), который работает по маршруту Цхинвал-Дзау -Хвце. Автобус в день совершает три оборота, «ГАЗель» – четыре. Цхинвал – Квайса ежедневно обслуживает один автобус. В поселок Ленингор из-за того, что пассажиропоток небольшой, общественный транспорт курсирует два раза в неделю: по понедельникам и четвергам. Во многие населенные пункты автобус едет два-три раза в неделю.

Как сообщил Лев Зассеев, с нового года тарифы на республиканские перевозки будут увеличены на 10-15 %. Пока точные цены не утверждены, но можно сделать прикидки. К примеру, если стоимость поездки на автобусе в поселок Знаур сегодня составляет 40 рублей, то со следующего года вырастет до 50-55 рублей. Стоимость проезда в райцентр Дзау составит 30-35 рублей, а в город Квайса и в поселок Ленингор с нынешних 150 рублей увеличится до 200 руб.

– Повышение цен – вынужденная мера. Расходы значительно возросли. Тарифы на пассажирские перевозки по Республике давно не менялись, они до сих пор остаются на том уровне, когда цена на литр бензина составляла еще 22 руб., теперь он стоит 34 руб., – объяснил причину предстоящего роста тарифов Лев Зассеев.

Стоимость проезда по Цхинвалу была увеличена несколько месяцев назад с 6 до 10 рублей и нового повышения в 2014 году не предвидится. По столице действует 5 маршрутов, которые обслуживают восемь автобусов. Но в целом, как констатирует начальник эксплуатации ГУП «УАТ-ЮО», пассажиропоток по городу небольшой. Неплохим он бывает в утренние часы, когда люди спешат на работу, а потом падает. Неудивительно, что из-за убыточности внутригородских перевозок в Цхинвале не работают частные автобусы.

Существует и такая проблема, когда пассажиры просят водителей остановить автобус там, где им удобнее, рядом со своим домом или местом работы, что несколько нарушает график. В городе мало оборудованных остановочных пунктов. Вопрос относится к городской администрации.

Своей главной задачей в 2014 году предприятие называет обновление автопарка. Это позволит повысить качество транспортного обслуживания населения, увеличить число рейсов по городу Цхинвалу и в некоторые села.

В планы ГУП «Управление автомобильного транспорта – ЮО» на следующий год также входит открытие международного рейса Цхинвал-Москва, который будет курсировать два раза в неделю. Для этой цели, как сказали в ГУПе, Правительство пообещало помочь с приобретением двух комфортабельных автобусов.

В. КАЛАЕВ