О связи потребительских вкусов и национальной самоидентичности

Получив задание написать про потребительские вкусы, я первым делом отправилась в соседний кабинет к сотрудникам газеты с вопросом «Что бы вы сейчас вкусили?». В ответ раздалось: пироги, шашлык, домашнее вино, а одна из сотрудниц закатив глаза, сказала, что не отказалась бы сейчас от дзыкка. Наш водитель, потирая руки, с загадочным выражением лица задал мне вопрос: «А почему ты нас спрашиваешь?», на что я простодушно ответила, что для статьи. В ответ раздался хор шумного разочарования: «А мы-то подумали, что ты собираешься накрыть стол с шашлыками и пирогами с домашним вином!».

Появившийся в этот момент в дверях шеф редакции сказал мне, что под темой о потребительских вкусах имел в виду не шашлыки и пиво, которые, несомненно, все любят, а то, что в условиях повышения цен на все товары потребительского спроса в настоящее время больше всего пользуется спросом. Одним словом, что народ больше покупает.

На вопрос о том, повлиял ли экономический кризис на вкусы потребителей, большинство опрашиваемых мною покупателей ответило, что нет. Просто беготни по поиску торговых точек, где дешевле, стало больше. Покупать продукты стали в меньших количествах, чем раньше. Таким образом население реагирует на экономические трудности, в первую очередь качеством и количеством своего питания, а не изменением своих потребительских вкусов.

В магазинах часто видишь сгорбленных над своим скудным кошельком пенсионеров, и не только их, которые пытаются понемногу покупать жизненно необходимые продукты так, чтобы их хватило до очередной пенсии или зарплаты. Они умудряются еще побаловать своих внуков или соседских детей несколькими конфетами. Установки, что с бабушкиных рук все невероятно вкусно, никто не отменял.

На этом фоне многим уже не до своих предпочтений в пище, лишь бы чем-нибудь «заморить червячка» до очередной зарплаты и пенсии. В заметно опустевших магазинах, в основном покупается дешевая колбаса, сметана, макароны и яйца. Дорогие заморские фрукты, такие как апельсины, киви, бананы и др., многим уже не по карману. Даже привычные блюда из национальной кухни употребляются в основном во время редких свадеб или частых похорон, а также во время церковных или семейных праздников.

Вряд ли кто будет спорить, что от питания зависит и национальная идентичность. Выросший без осетинских пирогов и вкуса домашнего пива человек, каких бы чистых осетинских кровей он не был, не может с глубокой убежденностью считать себя осетином, как, допустим, русский человек без блинов, без лобио и хинкали грузин.

Наши национальные блюда состоят из простой, но здоровой по своему составу пищи. Дзыкка из молодого сыра с мукой может любого человека насытить на весь день и обеспечить организм ценным белком и кальцием. Но это простое по своему составу блюдо давно перекочевало в разряд деликатесов, поскольку из-за подорожавшего местного сыра перестало быть доступным основной части населения. На наших рынках местные мясо, сыр и домашние яйца дорожают с еще большей интенсивностью, чем импортные, и этому есть простое объяснение – спрос на них намного выше предложения.

Мы же в повседневной жизни едим то, что продается в магазинах: непонятно где и чем вскормленную курятину; масло, изготовленное на основе другого, непонятно с каких третьих стран завезенного пальмового масла; сыр, который и не сыр вовсе, а сырный продукт, дешевая сметана – сметанный продукт, а дешевая колбаса – не из мяса, а белково-соевая. При этом точного ответа, как все эти продукты влияют на наш организм, гены и здоровье, в целом никто не даст.

Исторически инструментом обогащения одних за счет других были войны. Сегодня, чтобы обогащаться, не обязательно воевать, вполне достаточно навязывать другим свой продукт, не важно, какого качества, лишь бы он приносил доход. Не случайно, поглощая новые страны, промышленно развитый Запад прежде всего уничтожает их промышленность, превращая население этих стран в рядовых потребителей продуктов своих транснациональных корпораций.

Уже сегодня надо всерьез задуматься о том, что для того, чтобы оставаться самим собой, не надо подсаживаться на иглу не свойственных нам продуктов, а всячески обеспечивать развитие своих. Не стоит приучать своих детей к чипсам, хотдогам, продуктам на пальмовом масле и с химически усиленными вкусами. По возможности надо внимательней относиться к тому, что едим и даем есть нашим детям.

Я бы посоветовала людям после 50 лет всерьез задуматься о здоровом питании детей и внуков в условиях стремительно развивающейся глобализации и обратить свой взор на деревню, чтобы создать там удобное для жизни натуральное хозяйство. Тогда наши дети, как и мы сами в детстве, будут есть местные яйца, пить родниковую воду, употреблять парное молоко, есть сыр и дзыкка, сваренное любимой бабушкой. Таким образом, мы сможем состояться как идеальные осетинские бабушки и дедушки, которым в городе на пенсии бывает делать нечего. Тогда нашей национальной самоидентичности и генофонду в плане питания, в том числе, ничего не будет угрожать. Лично я намереваюсь идти по этому пути.

Зарема КОЧИЕВА