О роли храма Мельпомены…

""

Прошлое исчезает бесследно. Настоящее мимолетно. Будущее незримо. И только режиссер в театре в силах вернуть прошлое, остановить настоящее, предугадать будущее. Это известное выражение в полной мере отражает роль служителей Мельпомены в обществе. Специфические функции театра, особая аура сценического действа, живой диалог со зрителем, позволили этому виду искусства сохраниться вопреки мрачным прогнозам об «отмирании» на фоне развития современных технологий. Театр выжил и более того, продолжает поиск ответов на извечные вопросы бытия, на которое каждое общество пытается дать ответы.
Близящаяся к завершению многолетняя эпопея со строительством нового здания театра стала показателем, насколько храм Мельпомены значим для жителей Южной Осетии, для которых поход на очередной спектакль всегда был чем-то большим, нежели способом провести досуг. Ввод нового здания с его современными техническими возможностями неминуемо породят повышенный спрос к работе актеров, режиссеров и всего коллектива Юго-Осетинского госдрамтеатра.
Какой театр сегодня нужен югоосетинскому обществу? Какие образы должен воплощать на сцене актер в современных условиях, когда нет прежних ориентиров в жизни и творчестве? Какой способ и язык общения со зрителем необходимо избрать, чтобы выполнить предназначение театрального искусства? На эти вопросы предстоит отвечать не только художественному руководителю и режиссерам Юго-Осетинского госдрамтеатра, но и каждому актеру.
Художественный руководитель театра Тамерлан Дзудцев и югоосетинская труппа намерена превратить театр в настоящий храм искусства. «С самого начала, когда строился театр, мы обозначили его как храм искусства. Любой человек, который пришел в театр, пришел с миссией глубже познать мир, себя и окружающую реальность, а наша миссия на сцене, как с алтаря храма открывать ему новое прочтение извечных истин, говорить о вещах, о которых он должен думать, осмысливать уже после окончания спектакля», – считает Тамерлан Дзудцев.
Важную роль в возрождении театра, в повышении его роли он отводит драматургам. По его мнению, современный драматург должен писать обо всем, и прежде всего о жизни, о человеке.
«У нас столько людей, о которых никто не знает и о которых необходимо написать, создавать литературные произведения, фильмы и спектакли. Мы говорим о современных героях Осетии, начиная с 1989 года. В нашей новейшей истории много эпизодов исторических и героических. Хотелось, чтобы у нас появились современные драматурги, которые писали бы о них, ведь режиссеры и актеры берут произведение в виде пьесы и реализуют его в форме спектакля», – сказал Тамерлан Дзудцев. Он отметил, что сегодня почти нет авторов, освещающих проблемы современного осетинского общества.
«Произведения осетинской драматургии почти исчерпаны, новых материалов нет, а старые набили оскомину, не хочется повторяться», – считает худрук.
По его словам, сатира в известной степени тоже поднадоела. «Хочется акцентировать внимание зрителя, – пробудить в обществе осознание своей национальной принадлежности, индивидуальности, по праву ощутить себя носителем богатого исторического наследия своего народа, людьми, творящими свою историю своими руками», – продолжил Тамерлан Дзудцев.
На сегодня, по словам худрука, Госдрамтеатр готовится к переходу в новое здание, чтобы с помощью его функциональных возможностей обеспечивать потребности современного югоосетинского зрителя.
«Мы будем приглашать и тех людей, которые знают, как с этой техникой работать, чтобы они обучали наших. Также будем направлять местных специалистов на курсы повышения квалификации. Театр должен обеспечивать своими функциональными возможностями зрителя, это архиважно», – считает Тамерлан Дзудцев.
Социальный театр как инструмент влияния на общество
В югоосетинской труппе задумываются и о более активном освоении амплуа социального театра. Впрочем, и здесь, по мнению Тамерлана Дзудцева, требуются драматурги, способные осмыслить процессы, происходящие в современном югоосетинском обществе, изложив свое видение и результаты творческого анализа в пьесах.
«К социальному театру мы делаем свои шаги, но нужен материал, а его у нас нет. Мы берем по возможности современный материал, однако у нас нет возможности ставить современную пьесу из-за авторских прав, которые необходимо покупать, а они стоят дорого. Чтобы автор продал тебе права, ты должен заключить с ним договор на определенное время», – объясняет худрук.
Перед драматургией в Осетии действительно стоят непростые задачи. С этим никто не спорит, поэтому требуются новые имена, которые смогут дать ответы доступным для них инструментарием, на острые социальные проблемы, усугубившиеся пороки социума и многое другое, которые в полной мере затронули Южную Осетию.
Тем более если учесть, что последствия войн и экономической разрухи сделали борьбу с ними на порядок сложнее, чем в более благополучных обществах. Однако в любом деле нужно с чего-то начинать. И в первых рядах тех, кто будет способствовать позитивным переменам в сознании общества, препятствовать упадку нравов и деградации, должны стоять служители Мельпомены.

В чем предназначение театра
Породить раздумья о смысле человеческого существования, о глубинах человеческой души – благородная и необходимая цель искусства вообще, в том числе в искусстве театра. Худрук театра полагает, Юго-Осетинский драмтеатр может оказывать влияние на умонастроения нашего общества, используя методики и технологии социального театра.
«Безусловно, предназначение театра заключается не только в развлечении зрителя, но и заставлять задумываться о вечных вопросах», – отмечает он.
Он согласен, что театр на сегодня является мощным инструментом социальных преобразований и что обращение к социальной проблематике в репертуаре театра, с учетом эмоционального и психологического воздействия, которое происходит на сцене, может стать эффективным средством борьбы со многими негативными явлениями. Во время спектакля режиссер и актеры помогают зрителю пережить сложные моменты во взаимоотношениях людей, найти выход из сложной ситуации. Наглядное решение проблем личности через игру театрального персонажа может доходчивее объяснить многое такой чувствительной и сложной аудитории, как подростки и молодежь в целом. Возвращаясь к теме современной национальной драматургии, стоит добавить, что пробел в этом направлении Госдрамтеатр восполняет с помощью старых пьес в новой постановке. Один из таких спектаклей – «Шахматы» Владимира Ванеева, где в яркой, сатирической форме высмеиваются такие отрицательные явления в сегодняшней жизни Южной Осетии, как коррупция, кумовство или хионизм.
Еще одним примером яркой постановки на социальную тему является спектакль «Райская дорога в ад» режиссера Тамерлана Дзудцева. Спектакль посвящен злободневной проблеме и повествует о судьбе молодых людей, попавших в наркозависимость.
В целом, несмотря на имеющиеся сложности, Юго-Осетин-ский госдрамтеатр намерен в дальнейшем более активно затрагивать в постановках наболевшие проблемы общества. В этой связи становится актуальным вопрос поиска новых методов и технологий театрального действа. Сегодня, работая по социальной проблематике, многие театры отходят от классической, академической модели проведения спектаклей, в частности, используя технологию управляемой дискуссии, которая проходит после просмотра спектакля. Участниками дискуссии являются зрители и актеры, которые вступают в диалог со зрителями, не выходя из образа, то есть от имени своего персонажа. Ведущим дискуссии при этом является режиссер спектакля. Он задает вопросы, поднимает проблемы, направляет разговор в русло, позволяющее зрителям почувствовать, понять атмосферу спектакля, высказать мнение к словам и поступкам героев, поделиться впечатлениями, дать советы персонажам, которым не удалось решить свои трудности на сцене. И хотя Юго-Осетинский театр относится к категории академических, использование элементов, свойственных социальному театру, может дать новый импульс в деле решения проблем нашего социума, наиболее ярко проявляющихся на сегодняшний день.
А пока труппа театра решает текущие задачи, в числе которых подготовка нового сезона уже в новом здании.
И. Тедеева