Завершение разработки учебника по истории Республики Южная Осетия для учащихся 10–11 классов знаменует собой важный этап в развитии образовательной системы республики.
Этот учебник, включающий новейший период истории Южной Осетии, призван донести до подрастающего поколения объективный и научно выверенный взгляд на
ключевые события борьбы южных осетин за свою свободу и независимость. Его издание — не только образовательный проект, но и действенная мера по защите исторической правды в условиях нарастающих информационных войн против Южной Осетии.
ИСТОРИЯ – ИНСТРУМЕНТ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
События, связанные с развалом СССР и процессами, развернувшимися на постсоветском пространстве за последние десятилетия, показали, что преподавание
истории окончательно превратилось в мощное оружие в борьбе за передел сфер влияния. Фальсификация исторических фактов, умышленное искажение событий
прошлого используются для подрыва национальной идентичности и формирования образа врага в лице того или иного государства. Южная Осетия, которая на протяжении многих лет боролась за свою независимость, испытала на себе применение подобных методов.
Казалось бы, с учетом данного аспекта, в республике должны были вплотную заняться вопросом издания новых учебников истории еще в 90-е годы. Однако этого не произошло. В результате, продолжительное отсутствие учебника по новейшей истории Южной Осетии в системе образования отрицательно сказалось на
уровне информированности подрастающего поколения. Мировоззрение молодежи, не получающей в процессе обучения должный объем информации о ключевых событиях, героях и значении национально-освободительной борьбы, формировалось в определенной степени хаотично. В ситуации, когда информационное давление на Южную Осетию только усиливается, такие пробелы создают серьезные угрозы национальной безопасности страны, делая молодежь более уязвимой перед внешними пропагандистскими кампаниями. В этом контексте выпуск нового учебника становится не просто образовательным проектом, но и шагом к укреплению национального самосознания, а также актуальным событием в сфере государственной идеологической политики.
Сказанное нельзя считать преувеличением или сугубо риторическим оборотом. Общепризнанный факт, что история, как школьная дисциплина, занимает особое
место в формировании мировоззрения молодых людей. Она помогает понять процессы, происходящие в обществе, оценивать прошлое через призму современных
реалий и выстраивать собственную гражданскую позицию. Очевидно, что без системного изучения истории Южной Осетии, основанного на уважении к собственному прошлому, крайне сложно создать фундамент для воспитания патриотизма и гражданской ответственности у подрастающего поколения.
Данную истину прекрасно понимали в Грузии и всячески тормозили выпуск учебников по истории Южной Осетии в советские годы. Даже достаточно нейтральный учебник – «История южных осетин», изданный в 1990 году, встретил ожесточенное сопротивление в Тбилиси и обвинения со стороны националистически настроенной грузинской профессуры.
ОТ УЧЕБНИКОВ ИСТОРИИ К «РЕВОЛЮЦИИ ФЕЙЕРВЕРКОВ»
Опыт постсоветских стран показывает, что формирование националистического мировоззрения молодежи напрямую связано с содержанием учебной литературы. Активное влияние западных структур на преподавание истории стало частью стратегии по формирование русофобских настроений, что особенно ярко проявилось в государствах Балтии, на Украине и ряде других бывших советских республик.
К примеру, в той же Грузии с начала 1990-х годов школьные учебники истории стали основным инструментом формирования антироссийских настроений. Ключевые исторические события, включая заключение Георгиевского трактата, в грузинских учебниках представлены как «ошибочные» и «губительные» для страны. Вхождение грузинских земель в состав Российской империи трактуется исключительно как «оккупация», а упразднение царства КартлиКахети — как «катастрофа» для грузинского народа. Ни одного положительного слова в отношении трактата не находят авторы учебника для 10-го класса «История Грузии (с древнейших времен до
1801 года)».
«Заключение Георгиевского трактата было большим дипломатическим заблуждением. Его последствия оказались губительными не только для Картли и Кахети,
но и для всей Грузии. Россия беспрепятственно добилась того, чего Турция и Иран не смогли добиться в ожесточенных боях. Она без всяких осложнении ̆упразднила Картли-Кахетинское царство. Упразднение царства было следствием как внутренней̆ слабости, так и неблагоприятной ̆международной ̆обстановки. Но грузинский̆ народ не мирился с потерей̆ независимости и продолжал борьбу за
свою свободу», – утверждается в вышеуказанном издании.
Современная грузинская историография доказывает, что «в результате упразднения государственности и установления российского военно-оккупационного
режима все население Грузии, все социальные слои и сословия оказались в тяжелейшем положении. Именно поэтому в начале XIX
века в борьбу за восстановление государственности включилось все общество: царский дом Багратионов, князья, азнауры (дворяне), духовенство, крестьянство».
Все это можно назвать националистическим мифотворчеством. О многочисленных положительных результатах вхождения грузинских княжеств в состав Российской империи авторы учебников предпочитают умолчать, включая ключевой момент, связанный с защитой от угрозы физического уничтожения остатков картвелов
со стороны турецких и персидских завоевателей. Советский период в грузинских учебниках также описывается исключительно через
призму «оккупации». Националистический подход подчеркивает тенденцию использовать историю исключительно в интересах политической конъюнктуры, продиктованной внешнеполитической ориентацией Грузии.
Активное участие западных фондов и неправительственных структур в формировании системы образования, а также в определении содержания учебнометодических материалов максимально усилило тренд на становление русофобской историографии. Они спонсировали разработку новых учебников, которые сознательно игнорировали объективные факты и вместо этого акцентировали внимание на негативной роли Российской империи,
а затем Советского Союза. Целью таких проектов было воспитание нового поколения, враждебного России и отвергающего любые интеграционные процессы под ее
эгидой. Это привело к укоренению и широкому распространению националистических мифов, где Россия выставляется в качестве главного врага. Подобная политика привела к глубокому отчуждению современной грузинской молодежи от общей с Россией истории и культуры, а также к усилению конфликтогенного потенциала в грузинском обществе.
То, что мы сейчас видим на улицах грузинских городов – толпы митингующих подростков и молодых людей с антироссийскими лозунгами – это прямой результат
системы образования, созданной по западным лекалам, включая влияние учебников истории, по которым учатся уже несколько поколений детей в Грузии.
ВЫВОДЫ ДЛЯ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ
Наша республика, находясь рядом со страной, где фальсификация истории стала частью государственной политики, должна учитывать подобные примеры. В
указанном контексте выпуск учебника — это только первый шаг. Необходимо продолжить работу над совершенствованием его содержания, а также разработать дополнительные образовательные программы, которые помогут восполнить пробелы в знаниях молодежи с тем, чтобы она могла достойно отвечать на имеющиеся вызовы и сохранять национальную идентичность в условиях происходящих глобальных изменений. Другими словами, требуется значительная активизация в вопросах исторического просвещения с целью укрепления базовых нарративов, способных обеспечить внутреннюю устойчивость югоосетинского общества.
К. ТЕДЕЕВ