Не заботясь о прошлом, можно потерять будущее

Специальная комиссия Российской Академии Наук (РАН) в рамках реорганизации академической сферы проверяла, насколько эффективно работало 297 российских академических научных организаций в период с 2007 по 2011 год. Итоги работы комиссии были утверждены постановлением президиума РАН в конце 2012 года. Каждой из проверяемых организаций была присвоена одна из трех категорий.

Самая низкая – третья категория – досталась только одному учреждению: Центру скифо-аланских исследований имени Абаева Владикавказского научного центра РАН и правительства Северной Осетии. Это означает, что он утратил перспективы развития.

Казалось бы, что такого в том, что один из научных центров Северной Осетии лишился статуса перспективного научного учреждения. Но с учетом того, что сегодня на Кавказе разворачивается битва за историческое прошлое проживающих здесь народов, то итоги эти вызывают не только разочарование, но и тревогу.

В настоящее время кто только не претендует на скифо-сарматское(аланское) наследие осетин. Это и европейские народы, и народы Северного Кавказа. Если в первом случае это соперничество ограничивается лишь научными и псевдонаучными пикировками, то в случае с Северным Кавказом все намного сложнее.

Конечно же, мы далеки от мысли присваивать себе абсолютное право на преемственность от скифов-сарматов-алан. То, что эти народы принимали участие в этногенезе многих народов, никогда не отрицалось как мировой исторической наукой, так и самими осетинскими учеными. Наши предки всегда обладали повышенной пассионарностью и, проходя через огромные территории и ареалы расселения многочисленных народов, оставляли там часть своего генетического кода.

Однако обращает внимание нарастающий процесс попыток лишить осетин всякой исторической, языковой и генетической преемственности с скифо-сарматским миром. Лишить наш народ одной из главных основ его идентичности.

В настоящее время при обособлении национальных научных центров в некоторых из них возникают очаги национализма. Мы не будем говорить о грузинской научной среде. При наличии здравомыслящих и объективных историков, здесь расцвела шовинистическая научная элита. Согласно базовой версии, на которой неустанно настаивают грузинские академики и профессора, южные осетины признаются пришлым народом. Смогли же договориться в тбилисских научных кабинетах до того, что назвали абхазов одним из грузинских племен.

Сегодня существует новая тенденция, которую бы мы образно назвали битвой за аланское наследие. Раньше проблема разделения наследия алан на Кавказе была связана с осетинами, балкарцами и карачаевцами. Но здесь имеются этнографические и исторические основания. Однако, когда на аланское наследие начинают претендовать другие кавказские народы – это вызывает настороженность. Первым претендентом на эту заявку являются ингуши. В столице республики, городе Магас, в резиденции президента Ингушетии Ю.Евкурова, висит большой портрет вооруженного воина с подписью «Аланский всадник». И само название города Магас, взятое из аланской средневековой истории, говорит об абсолютных ингушских притязаниях на историческое наследие. Ингушские представители договорились до того, что называют грузинскую царицу Тамару, у которой мать была осетинкой, ингушской племянницей. Хорошо, что на Севере Осетии успели «застолбить» наименование Алания в названии республики. А ведь могли и не успеть. И, возможно, мы бы сегодня читали «Республика Ингушетия-Алания».

При этом этот процесс ревизии исторических фактов с каждым годом набирает силу. И если в сопредельных национальных сообществах в нем участвуют молодые ученые, не обремененные научной дотошностью, то в Осетии им противостоят ученые старшего поколения. Сейчас пока такое соотношение оправдано. Но пройдут годы, и молодым амбициозным противникам некому будет отвечать. Да и перед остальным миром отстаивать нашу наследственность от аланского культурного мира также будет некому.

Впрочем, серьезная опасность кроется и в нашей собственной среде. Все чаще раздаются призывы отказаться от линии преемственности: скифы-сарматы-аланы-осетины. Пора, мол, признать, что осетины – это исконно кавказский народ. Понятно, если бы это делали только ученые из северокавказских республик. Но когда это положение пытаются утвердить люди в самой Осетии – это настораживает. При этом самое интересное, что занимаются этим персоны, не занятые в исторической науке.

Примером может служить околонаучный опус некоей дамы, экономиста на пенсии, в котором она позиционировала осетин как находящихся в иллюзорном плену аланского наследия. При этом научный мир Северной Осетии, устроив обсуждении этого псевдонаучного опуса, сделал ей бесплатную рекламу.

Даже в Южной Осетии раздался призыв отказаться от того, чтобы причислять себя к аланам, народу-пораженцу.

Если посмотреть перечень научных работ, посвященных эпохе доминирования алан на Кавказе и опубликованных в последние 10 лет, то абсолютное большинство среди них выполнены учеными из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Чечни. В части из них в той или иной форме явно прослеживается тенденция пересмотра традиционной концепции места и роли аланского элемента в формировании этнической картины региона. При этом предпринимаются попытки разделить аланское наследие среди других народов Северного Кавказа, размывая, таким образом, непрерывность линии скифы-сарматы-осетины. Выдвигаются гипотезы, призванные отрезать осетинский народ от скифо-аланского этнокультурного наследия. Так появляются теории об иудейском происхождении осетин или о тюркоязычности алан…

И вот на фоне всей этой исторической ревизии скифо-сарматского наследия осетин научный Центр скифо-аланских исследований имени В. Абаева Владикавказского научного центра РАН оказывается бесперспективным. Тогда как именно это сосредоточение научной мысли должно было бы организовывать и аккумулировать исторические исследования, защищающие наше место в древней и современной истории.

Сегодня в Осетии, особенно в ее северной части, большой научный потенциал. Но создается впечатление, что научные работники сознательно отказались от фундаментальных исследований. Конечно же, вопросы семьи, этикета, обрядности важны, немалый интерес вызовет и вопрос потребления хмельных напитков и пахотных орудий. Но оставлять основу-основ нашей истории и культуры на откуп нашим оппонентам из соседних регионов – преступление перед будущим поколением.

Пока что перспектива выглядит тревожной. Фактически в Южной Осетии «чистых» алановедов практически не осталось. Это, прежде всего, заведующий отделом ЮОНИИ Юрий Гаглойты. Не готовится и молодая смена историков алановедов. Чтобы появилась достойная замена плеяды осетинских историков «советского периода», нужно, чтобы уже сегодня в этой сфере работали молодые историки. А новые имена все не появляются.

Чтобы молодой ученый стал полноценным исследователем скифо-сарматского наследия, необходимо 10-15 лет. Он должен разработать базовое научное исследование, изучить языки: грузинский, английский и немецкий. Обработать массу исторического материала, данные археологии, этнографии, языка. Защитить диссертацию. «Нагулять» научный авторитет во время симпозиумов, семинаров и международных конференций. Только после этого можно достичь того уровня, на котором ученый не только будет обладать всесторонним знанием вопроса, но и иметь достаточный авторитет, чтобы его мнение принималось оппонентами. Таким образом, новое поколение исследователей надо определять уже сегодня.

Аланское наследие надо отстаивать. Это должно стать одним из важных направлений деятельности нашего научного сообщества. При всей внешней абстрагированности и романтичности самого стремления иметь достойных предков, вопрос этот много значит для устойчивости национального самосознания народа.

Аналитический отдел газеты «Южная Осетия»