Не профессия, а призвание

«Культурные люди по газонам не ходят», – я всегда вспоминаю эти слова своего учителя, Отара Дмитриевича Сиукаева, когда перехожу газон (пока идет восстановление, это, увы, происходит) в неположенном месте. Надо сказать, от этого он нас, учащихся, будучи директором школы № 11 действительно отучил. Это был абсолютный приверженец идеологии правильного воспитания, как бы сказали сейчас, – «комплексного подхода».

«В человеке все должно быть прекрасно», – этот принципиальный подход в нравственно-эстетическом воспитании был в деятельности педагога основным. Несмотря на великолепный преподавательский коллектив, контингент учащихся школы был разным. В арсенале необходимых средств воздействия на них у Отара Дмитриевича была своя оригинальная ниточка управления. Он умел убрать из каждого трудного подростка злобу, раздражительность.

Ему на 90% удалось совместить опыт педагога с полезным трудом для ученика в нелегком деле воспитания, особенно детей из неблагоприятных семей, привить им любовь к учебе, музыке, спорту, труду. Зная о том, что не каждый ребенок готов сидеть за уроками энное количество часов, Отар Сиукаев для поддержания мира и стабильности на территории  11-й школы, сделал грамотный, как бы сказали сейчас эффективный шаг опытного менеджера.

"СиукаевОтар Сиукаев создал школьный хор. Классический образец того, как общее дело и готовность быть успешным объединяет людей. Причем, вначале принудительно-добровольное объединение школьников вылилось в довольно впечатлительное по своим масштабам культурное сообщество учеников и учителей, имеющих общие цели и задачи. Успех на республиканских олимпиадах и конкурсах, стал итогом к которому пришли хористы.

Отар Сиукаев учил нас элементарным нормам поведения, репетировал бесконечное число раз, как надо правильно вести себя на сцене, выходить на сцену, говорить, отвечать и т.д. Потом мы много раз благодарили его за это. Во взрослой жизни волею судеб нам не раз приходилось убеждаться в правильности его суждений о том, что культурный человек – это не тот, кто все делает правильно, а тот, кто поможет и деликатно подскажет тому, кто этого не знает.

Казалось бы, мелочи, но по ним зачастую судят о человеке. Совершенно очевидно, если даже обойти молчанием его длительные беседы, касающиеся норм и правил поведения, учебы и отдыха, то создания школьного хора было достаточно, чтобы судить о нем как о человеке в первую очередь, и в последнюю – как о директоре.

Каким образом ему удалось почти всю школьную детвору собрать в один хор? Являясь в своем большинстве музыкально безграмотными участники хора, они исполняли в два-три голоса лучшие хоровые песни советского периода, причем не раз побеждали на конкурсах, смотрах или олимпиадах. Среди хористов не было задравших нос отличников, любимчиков учителей, общественно полезных пионеров, неблагополучной шпаны или откровенных хулиганов. Здесь был хор, хористы и любители музыки. К нам обращались исключительно на «вы», тем самым подчеркивая значение нашего участия в этом деле.

Вспоминая период директорства в 11-й школе Отара Сиукаева, почти все выпускники сходятся во мнении, что уважение к личности и авторитет директора были непререкаемы. Но главное, мы любили по-человечески этого близкого нам по духу интеллигента. Он знал о нас все, обращался по имени и отчеству к нашим родителям, знал кто где живет, в каких условиях. Если все благополучно он не беспокоился, если нет, искал и находил способы, помочь ненавязчиво и очень деликатно. Чтобы не обидеть, не выразить чувство жалости, но поменять ситуацию к лучшему. Несмотря на то, что школа не была образцово-показательной, мы были дружным, культурным и успешным сообществом.

Многим выпускникам школы удалось реализовать себя, благодаря тихим беседам и внимательному отношению к нам директора школы Отара Сиукаева. Энтузиаст и подвижник, он стал воплощением того, что учитель не профессия, а призвание.

Тамара КОТОЛОВА