Не пейте что попало!

В преддверии летнего сезона, когда у населения особо возрастает потребность в сладких газированных напитках, хочется обратить внимание потребителей на правила продажи данных видов товаров. С недавнего времени известные компании «Соса-Соlа» и «Рерsi» объявили о приостановке деятельности в России, а производимая ими продукция оказалась в санкционных списках.
С целью нивелирования негативных последствий экономических санкций, введённых недружественными странами, Правительством РФ с марта 2022 года разрешён параллельный импорт товаров как продовольственных, так и непродовольственных. Если ранее без разрешения бренда товары не могли попасть в страну, то теперь параллельный импорт предполагает легализацию ввоза в РФ санкционных товаров дистрибьюторами – посредниками через национальные компании как из страны производителя, так и из других стран. Не все товары можно ввозить таким способом. Перечень утвержден Минпромторгом РФ от 06.05.2022 года и постепенно пополняется новыми позициями. С июня 2022 г. в перечень вошли сладкие газированные напитки, что стало очевидным и в розничной сети нашей республики. В ассортименте появились напитки «Соса-Соlа», «Рерsi», «Sprite» производства Ирана, Чехии, Турции, Азербайджана.
У этого способа поставки товаров есть как преимущества, так и недостатки. Преимущества в том, что параллельный импорт помогает избегать дефицита продукции от известных брендов, ушедших из России, расширить ассортимент товаров, ранее не ввозимых в страну, а также защитить интересы отечественных потребителей указанной продукции. Недостатки в том, что некоторые предприниматели, занимающиеся оптовым ввозом в республику указанных товаров, не желая нести дополнительные материальные расходы, не обеспечивают ввозимую продукцию соответствующей маркировкой с информацией на русском языке, что лишает потребителя его законного права на информацию об изготовителе и покупаемом товаре. Параллельный импорт не означает ввоз товаров без сопроводительных документов – товарных накладных, сертификатов и деклараций о соответствии продукции регламентом ЕАЭС, а также без наличия на упаковке информации о товаре. Согласно ст. ст. 8, 10 Закона РЮО «О защите прав потребителей» от 25.12.2007 г. и п.п. 11.15.31 Правил продажи отдельных видов товаров, принятых Постановлением Правительства РЮО № 5 от 24.12.2012 г., изготовитель (продавец) обязан своевременно в наглядной и доступной форме предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах на русском языке, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; адрес изготовителя; для импортных товаров – наименование страны происхождения; сведения об основных потребительских свойствах товара; состав, включая пищевые добавки; сведения о пищевой ценности; условия хранения; дату выработки; срок годности; наименование ТР ТС-ЕЭС, он необходим для обращения товаров на рынке ЕАЭС, куда входят: Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизская Республика.
За нарушение правил продажи отдельных видов, в том числе продажу товаров без информации на русском языке установлена административная ответственность в соответствии со ст. 14.15 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц от 1 до 3-х тысяч рублей; на юридических лиц от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.
За аналогичное правонарушение был назначен штраф руководителю одного из оптовых магазинов г. Цхинвала на сумму 10 тысяч рублей. Работа в этом направлении будет продолжена.
Хочется отдельно обратить внимание потребителей на товары с информацией на упаковке исключительно на грузинском языке, а именно «Соса-Соlа», объемом 0,33; «Spraite», объемом 2л.; Боржоми – 0,5 л; которые периодически выявляются специалистами Комитета Юго-Осетпотребнад-зора во время плановых надзорных мероприятий. Согласно Постановлению Правительства РЮО №184 от 30.06.2006 г., дей-ствует запрет на ввоз и реализацию товаров из Грузии, а именно алкогольной продукции (в том числе пива), безалкогольных напитков и минеральной воды; крупного рогатого скота и мясомолочных продуктов. Продажа товаров, реализация которых запрещена, влечет наложение штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения.
При этом напоминаем читателям, что в связи с поправками, внесенными в Закон РЮО «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», сократилась кратность проведения плановых надзорных мероприятий хозяйствующих субъектов, в том числе магазинов и предприятий общественного питания – один раз в три года.
Основанием для внеплановой проверки может быть поступление в Комитет Юго-Осетпотребнадзоа обращений и заявлений граждан, в том числе ИП и юридических лиц, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан; распоряжение руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РЮО, Парламента РЮО, Правительства РЮО и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Вместе с тем, согласно п.3 ст. 8 вышеуказанного Закона, обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для внеплановой проверки.
Потребителей просим быть внимательными при покупке товаров. Если ваши права были нарушены, просим обращаться в Комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РЮО.

Э. БЕЖАНОВА, начальник отдела управления надзора о области защиты прав потребителей