Народная музыкальная культура осетин

Непременным атрибутом осетинского праздника были пение и танцы. Поэтому плясовые и песенные мелодии составляют самую значительную часть народной музыки.

Осетинская народная музыка включает инструментальные на-игрыши, плясовые мелодии («цагьд»), мелодии песен, музыкальное сопровождение сказаний; к музыкальной культуре обычно относят и причитания («хьарджы-тæ»).
Танцевальные мелодии были тесно связаны с осетинской хореографией. Для всех танцев, исполнявшихся на народных празднествах, существовали разные варианты музыкального сопровождения. Постоянно сочинялись новые мелодии для самых популярных танцев. Их исполняли не только в качестве аккомпанемента для танцующей на игрище молодежи. Зачастую темы плясовых мелодий использовали также для инструментальных фантазий-импровиза-ций.
Умение сочинять песни было в Осетии достаточно распространенным явлением, а умение петь носило массовый характер. Как правило, народные песни исполняются хором мужчин. Один из них – певец-солист ведет основную мелодию, а остальные подпевают. Втора – «хьырнын» (ирон.), «фарсаг» (дигор.). Коста Хетагуров отмечал, что пение было достоянием, главным образом, мужчин, причем взрослого поколения. Ни одно торжественное событие не обходилось без мужского пения.
Женщины исполняли колыбельные песни, некоторые трудовые (при валянии войлока или взбивании масла), обрядовые (при «вызывании дождя»). Шуточные песни очень часто состояли из двух партий и исполнялись девушкой в паре с молодым человеком.
Причитания – народный музыкальный жанр очень древнего происхождения, связанные с похоронным обрядом. Плачи имеют свой ритм и напев. Причитания были особым языком, с помощью которого осуществлялось общение с умершими. Чаще всего искусными плакальщицами были вдовы или женщины, пережившие трагическую смерть близких людей.
Осетины обладали богатым музыкальным инструментарием, включавшим духовую, струнную, ударную и клавишно-язычковую группы. В сознании народа жило представление о том, что гармоничный звук может преобразить природу.
Для небожителя Уастырджи, согласно Нартовскому эпосу, арфой служила грива его коня – в одном сказании так говорится об этом: «Высокий Уастырджи смотрел с высоты и на землю спустился, отбивая копытами своего коня, точно такт в ладоши, играя, как на струнах фандыра, на волосах гривы коня, золотым голосом напевая и подпевая себе…»
Духовые инструменты принято считать самыми древними. Реже других в наше время используется волынка. Осетинское название волынки состоит из имен двух предметов: «лалым» – это бурдюк, кожаный мешок, а «уадындз» – свирель.
Одним из излюбленных струнных инструментов, под аккомпанемент которого исполнялись нартовские сказания, песни и танцы, был «хъисын фæндыр». Это род скрипки с 2-3 струнами из конского волоса и чашеобразным корпусом из дерева. Верхней декой ему чаще всего служила натянутая козья кожа. Смычок представлял собой согнутую в виде лука трость с натянутым на нее конским волосом. У каждой струны было свое название. «Хъисын фæндыр» изготавливался вручную из твердых пород дерева.
Кроме хъисын-фæндыра в семейство смычковых инструментов осетин входит еще один инструмент хъырнæг-фæндыр, представляющий собой некоторые черты хъисын-фæндыра, лишь измененные в масштабах. По сути дела это тот же хъисын-фæндыр, но по сравнению с последним хъырнæг-фæндыр имеет некоторые конструктивные и функциональные отличия. Интересна семантика названия этого инструмента – букв. «подпевающий». Возможно, это было связано с тем, что хъырнæг фæндыр часто использовался во время исполнения танца «Симд», когда музыкальное сопровождение состояло из музыкального ансамбля: хъисын – фæндыр, хъырнæг – фæндыр, дала-фæндыр, уадындз, къæрцгæнæг. В этой группе хъырнаг фандыр усиливал общее звучание оркестра.
В своей знаменитой монографии «Музыкальная культура осетин» Феликс Алборов иллюстрирует применение этого инструмента следующей заметкой, сделанной в 1966 году в селе Едыс Южной Осетии со слов Ханыкъаты Самсона; «Когда сельская молодежь устраивала «Большой симд», то в нем плясало больше шестидесяти человек. Раньше во время танцев играли на нескольких струнных инструментах с уадындзом одновременно. Чтобы усилить их громкость, иногда объединяли по 5-6 инструментов. В основном это были наши старинные инструменты – хьисын-фæндыр, хъырнæг-фæндыр, дала-фæндыр, уадындз, къæрцгæнæг.
Происхождение инструмента описывается так: хъырнæг-фæн-дыр появился видимо, у южных осетин. Северные осетины переняли его, наверное, оттуда,так как северные осетины знают его меньше. А у южан он встречается чаще, чем у северян…
В свое время инструмент был найден среди ненужных вещей на чердаке у мастера Афанасия Магкоева.
Особым престижем пользовался «дыууадæстæнон фæн-дыр» – разновидность небольшой угольной арфы с двенадцатью струнами, изготовленными из конского волоса. Арфы были известны с глубокой древности многим народам. Считается, что толчком к созданию этого инструмента послужил звук тетивы лука при спускании стрелы. Появление арфы на Кавказе ученые связывают с предками осетин – скифами. Еще в начале XX в. арфа была достаточно широко распространена в Осетии, но в настоящее время вышла из обихода. Традиционно она была связана прежде всего с такой формой музыкально-поэтического творчества, как исполнение нартовских сказаний.
«Дала фæндыр» – еще один распространенный в прошлом щипковый инструмент с 2-3 струнами. Под его аккомпанемент исполнялись лирические и бытовые песни, танцы.
Осетины использовали и ударные инструменты, особенно необходимые для отбивания танцевального ритма. «Гуымсæг» – это двухсторонний барабан. Его деревянный цилиндрический корпус с обеих сторон был обтянут кожаной мембраной. «Дала» – деревянный обруч шириной 12-13 см. С внешней стороны он обтянут кожаной мембраной, с внутренней стороны нередко имеет деревянные бубенцы, создающие звеняще-ритмический эффект.
Трещотка состоит из нескольких деревянных пластинок четырехугольной формы, натянутых свободно на шнур из сыромятной кожи, который соединяет их с крайней пластинкой-рукояткой. Чтобы получить щелкающий звук, исполнитель держит рукоятку в правой руке и ударяет трещоткой по левой ладони в такт исполняемой музыке.
Со второй половины XIX в. в Осетии широко распространилась гармоника, потеснившая другие инструменты. Как показывают археологические находки, гармоника была известна еще средневековым аланам. Ее возвращение в XIX-XX вв. связано с развитием ремесла и торговых связей, которые вновь сделали доступным этот сложный в изготовлении инструмент. Интересно, что на остальных инструментах обычно играли мужчины, а распространение гармоники позволило девушкам активно приобщаться к музыкальному исполнительству.

Подготовлено из открытых источников