Нальян Антмен: «МККК только выполняет свою роль нейтрального гуманитарного посредника в регионе»

В последние годы в прицел отдельных интернет-изданий попала деятельность Международного Комитета Красного Креста (МКК) в Южной Осетии. Его обвиняют, в частности, в закрытости, пропаганде оказываемых в Грузии медицинских услуг, отказе со стороны представителей МККК в оказании транспортировки в Грузию за медицинской помощью престарелым и безнадёжно больным гражданам. Авторы статей считают, что «цхинвальский офис МККК оказывает содействие «администрации Санакоева» и грузинским спецслужбам по подбору граждан Республики активного возраста, нуждающихся в медицинской помощи, которые способны в дальнейшем, при правильной «обработке», влиять на формирование общественного мнения в Южной Осетии, выгодного Грузии».

В этой связи редакция нашей газеты обратилась за комментариями в Миссию Международного Комитета Красного Креста в Южной Осетии с целью приоткрыть завесу над деятельностью офиса в Республике, рассказать о реализуемых мероприятиях и расставить все точки над «i» в вопросе направления граждан Республики на лечение в лечебные учреждения Грузии. Стоит отметить, что Миссия МККК в Южной Осетии оперативно откликнулась на наше обращение и ее глава Нальян Антмен ответила на вопросы нашей газеты.

– Как известно, был создан трехсторонний координационный механизм под эгидой Международного Красного Креста по вопросу поиска без вести пропавших граждан Южной Осетии. Какую помощь оказывает Офис Красного Креста в деле поиска пропавших без вести и на какой стадии деятельность координационного механизма?

– Трехсторонний координационный механизм был создан в 2010 году под эгидой МККК и включает в себя представителей соответствующих структур власти из Москвы, Цхинвала и Тбилиси. В качестве нейтрального посредника МККК председательствует в процессе, обеспечивая условия для конфиденциального диалога между участниками, предназначенного прояснить судьбу лиц, пропавших без вести, в результате и после вооруженных конфликтов 90-х годов 20 века и августа 2008 года.

В декабре 2016 года участники Механизма проведут свою десятую встречу, и МККК вкладывает свои усилия, ресурсы и опыт, приобретенный в других контекстах, в этот нелегкий процесс.

МККК оказывает поддержку семьям лиц, пропавших без вести, и находится в постоянном контакте с югоосетинской неправительственной организацией семей пропавших «Память и надежда». С НПО был заключен договор о сборе прижизненных данных, что является важной вехой для идентификации останков.

– Какие проекты реализовала Миссия МККК в Южной Осетии в 2016 году и что намечено к реализации в 2017 году?

– В деятельности в Южной Осетии МККК определил для себя несколько приоритетов, которые строятся вокруг его роли нейтрального посредника и предоставления гуманитарной помощи населению, пострадавшему от вооруженного конфликта и его последствий.

В 2016 году в рамках Программы помощи самым уязвимым категориям населения (семьям с низким доходом, пожилым и одиноким с очень низким доходом без поддержки семьи, многодетным семьям) МККК продолжил оказывать поддержку в виде продовольственных и непродовольственных товаров. В настоящее время 501 человек (183 семьи) ежеквартально получают помощь продовольствием и непродовольственными товарами. Списки получателей этой помощи периодически пересматриваются, поскольку МККК понимает, что экономическое положение каждой отдельной семьи может измениться. В то же время МККК получает дополнительные запросы о включении в Программу новых получателей. Решение по каждому такому запросу принимается на основании оценки положения и уязвимости указанной семьи. Эта деятельность продолжится в 2017 году.

В 2016 году МККК продолжил оказывать помощь в улучшении сельскохозяйственного производства в сельских районах Южной Осетии, передав в дар дополнительное сельхозоборудование и ветеринарные средства. Большое количество сельхозоборудования, включая комбайн для «Ирагросервиса», было передано МККК в 2014-2015 годах на основании нужд, обозначенных Министерством сельского хозяйства и соответствующими отделами при районных администрациях. Сотрудники Отдела экономической безопасности МККК внимательно изучили краткосрочные результаты использования переданного в дар оборудования и сделали положительные выводы.

Кроме того, отвечая на нужды Пансионата для престарелых и инвалидов «Забота» и детского дома в Ленингоре в продовольствии и непродовольственных товарах, МККК соответственно доставил гуманитарную помощь в эти учреждения.

Мы очень ценим наше сотрудничество с югоосетинскими СМИ, и нам удалось установить полезный контакт с местными журналистами. Например, вы, наверно, слышали о том, что мы проводили с апреля по сентябрь конкурс для журналистов в Южной Осетии «Дорогами милосердия» для поддержания их интереса в освещении проблем, с которыми сталкиваются социально уязвимые категории населения. Три журналиста-победителя конкурса были приглашены в Москву посетить информагентство ТАСС и познакомиться с нашими коллегами в Московской региональной делегации по России, Беларуси и Молдове.

– Что делает Миссия Красного Креста в информировании населения о минной опасности?

– С 2008 по 2016 год МККК в Южной Осетии активно реализовывал работу по информированию населения об опасности присутствия взрывоопасных пережитков войны (мин и боеприпасов) и находился в тесном контакте с Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС) в том, что касается усилий властей по повышению эффективности работы саперных служб и обеспечению безопасности населения, а также в том, чем МККК мог бы содействовать этим усилиям. В 2016 году, сразу после несчастного случая с подрывом противопехотной мины в лесном массиве около с.Зар, повлекшего тяжелые ранения одного человека, МККК практически сразу организовал встречу с МЧС Южной Осетии, чтобы предложить поддержку жертве подрыва и его семье, включая, при необходимости, ортопедические услуги при Владикавказском центре ортопедии. В итоге, жертва подрыва приняла предложение МККК, и осенью 2016 года раненому были оказаны ортопедические услуги.

МККК организовал информационную кампанию для того, чтобы напомнить аудитории об этом аспекте последствий вооруженного конфликта, содействовав радио «Ир» в интервью с находившимся в Москве координатором МККК по вопросам оружейной опасности и опубликовав серию статей в местных СМИ. Поскольку мы внимательно следим за развитием ситуации в этом аспекте, мы слышали о масштабном разминировании, которое осуществлялось саперами МЧС России летом 2016 года. Мы продолжим диалог и взаимодействие с МЧС Южной Осетии в вопросах информирования населения об оружейной опасности.

– За последние годы увеличилось количество случаев транспортировки больных в Грузию, что становилось предметом широкого обсуждения в обществе и властных кругах, СМИ.

Кто определяет, нуждается ли больной в транспортировке и почему именно в Грузию? Какова роль Красного Креста в этом вопросе и как вы прокомментируете данную статью по каждому пункту выдвинутых обвинений?

– Мы хотели бы быть предельно ясными в том, что касается медицинских перевозок пациентов в структуры здравоохранения Грузии. Важно понимать, что МККК не делает заключений и не принимает решений о тяжести состояния пациентов и о необходимости в медицинской перевозке для спасения жизни. Что МККК делает, так это осуществление медицинских эвакуаций после получения соответствующего уведомления или запроса от МИДа Южной Осетии. Это подразумевает то, что родственники пациента к этому моменту уже получили одобрение от лечащего врача, подтверждение заключения врача от Министерства здравоохранения, и подтверждение от МИДа возможности осуществить перевозку. МККК, действуя в качестве нейтрального посредника, обеспечивает транспортировку больного на карете скорой помощи, если нужно, в тесном взаимодействии с коллегами МККК в Тбилиси, югоосетинскими и российскими пограничными службами, в то медучреждение, где пациент может пройти необходимое ему лечение.

Как только пациенты готовы вернуться в Южную Осетию после лечения, они или их родственники информируют МККК, и мы в том же порядке организуем и координируем возврат. Как вы видите, МККК ни на каком этапе не делает предложений и не вовлечен в принятие решения о перевозке. Это является ответственностью родственников пациента и соответствующих структур власти, разрешающих или подтверждающих возможность осуществить перевозку. Таким образом, МККК только выполняет свою роль нейтрального гуманитарного посредника в регионе.

Что касается увеличения количества медицинских перевозок, разница с прошлым годом очень небольшая. По состоянию с начала 2016 года на 5 декабря общее количество таких перевозок достигло 222 случаев против 219 за тот же период 2015 года.

Александр КЕЛЕХСАЕВ