/«Мы уважаем вас настолько, насколько вы уважаете нас!»

«Мы уважаем вас настолько, насколько вы уважаете нас!»

Еще раз о проблеме отцов и детей

Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Представители старшего поколения во все времена считали себя мудрыми и думали, что они всегда во всем правы. Они считают, что прожили большой отрезок в жизни и у них есть жизненный опыт. Наверное, в чем-то они правы. Когда-то в советские времена была опубликована статья, ее название я не помню, но суть ее в следующем. На Западе проводилась небольшая конференция по указанной выше теме. На эту конференцию пригласили несколько десятков человек старшего поколения, которым зачитали небольшой текст. В нем говорилось о том, что молодежь ведет себя уже не так хорошо, как раньше. Она ведет неправильный, недостойный образ жизни. По отношению к старшим у нее нет должного уважения, внимания и т.д. Одним словом, в этом тексте было много упреков в адрес молодежи. Когда присутствующих спросили, что они могут сказать по этому поводу, то все в один голос ответили, что текст абсолютно правильный. Молодежь уже не та, что была раньше. После этого ведущая конференции сообщила присутствующим о том, что озвученный текст был найден в Египте во время раскопок, что текст был написан на глиняной дощечке и что ему более 2,5 тысяч лет. И тут мне приходят на ум слова: «Если бы молодость знала, если бы старость могла».

Молодые в свою очередь считают, что знают о жизни все и лучше всех.

В советские времена государство претворяло в жизнь твердую, научно-обоснованную программу воспитания молодежи. Некоторые поправят и скажут, что она называлась еще воспитание молодежи в духе марксизма-ленинизма и т.д. Но как бы она не называлась, она была, и необходимость в ней в наше время абсолютно актуально. Старшее поколение хорошо помнит, как все это было. Естественно, я против возрождения советской пропаганды, но я за возрождение идеологии и воспитание в русле традиционных ценностей. С малолетства родители учили нас добру и справедливости на примерах народных сказок. Не важно — это были осетинские или русские сказки. Суть была в том, что добро побеждало, а зло наказывалось. Дети не были предоставлены самим себе. Они проходили определенные этапы воспитания.

С развалом Советского Союза понятия и методы воспитания подверглись анафеме. Вместо них нам стали пропагандировать непонятные, чуждые нашему народу идеи. Произошла подмена ценностей.

В молодежную среду внедрились псевдопонятия, не соответствующие идеям добра и справедливости. Вместо истинных героев нашим детям стали пропагандировать жестоких, алчных персонажей. Виртуальный мир во многом заменил реальный. Появилась новая большая проблема — зависимость от компьютера. Когда ребенка трудно оторвать от компьютерных игр и заставить его учить уроки.

Когда для Южной Осетии наступили тяжелые, страшные дни, то советские гуманные понятия питали еще душу и мозг нашей молодежи. В целом благодаря преемственности поколений наша молодежь оставалась здоровой. С 23.11.89 г. в первых рядах защитников оказалась молодежь. Это была не гламурная молодежь, не дети элит, а обычные цхинвальские парни. Все они встали на защиту Отечества. В те дни и годы четко проявилось, кто чего стоит и как к кому относиться. Молодежь фактически самостоятельно вынесла на своих плечах всю тяжесть войны. Тогда многие отцы были рядом с воюющими сыновьями. Но были и те, которые посчитали, что война — это дело только молодежи.

Война — это смерть, грязь, душевная травма… Наша молодежь прошла через все это. В 1992 г., когда активные военные действия прекратились, а также после окончания войны в 2008 г., когда были расформированы воинские формирования и многие молодые люди остались без работы и без средств к существованию, молодежь фактически оказалась невостребованной обществом.

После войны должны пройти десятилетия, чтобы души людей успокоились, чтобы все встало на свои места. Негативные факторы порождают социальные болезни: преступность, наркоманию и т.д. Всего этого, к сожалению, не смогла избежать наша доблестная молодежь.

Те 16-20-летние юноши, которые грудью встали на защиту Отечества, уже сами стали родителям и воспитывают детей. А сегодняшняя молодежь учится в школах, в вузах. И опять звучат такие слова, что наша молодежь ведет себя недостойно, не уважает старших и т.д.

Недавно в ЮОГУ проходил социологический опрос. Кто-то из студентов на вопрос: почему молодежь не уважает старших? — ответил: «Мы уважаем вас настолько, насколько вы уважаете нас!». С этим трудно не согласиться.

К молодежи нужно всегда относиться с уважением, с вниманием! С добрым сердцем. Тогда и она будет отвечать нам тем же.

В 80-е годы особым авторитетом и уважением у студентов ЮОГПИ пользовался преподаватель Руслан Серафимович Кочиев, который наряду с необходимым курсом знаний ненавязчиво рассказывал студентам о наших обычаях, традициях, осетинском æгъдау. Это находило горячий отклик в сознании студентов.

Спустя многие годы его ученики, сами ставшие преподавателями, объясняют молодежи осетинский æгъдау для того, чтобы пробудить в них благородные качества, которые передавались из поколения в поколение нашими предками. В осетинском æгъдауы аккумулируются необходимые составляющие личность, благодаря которым осетинское общество отличалось высокой нравственностью, культурой, этикой.

Дети, как правило, всегда копируют то, что делают взрослые, их родители. К сожалению, дурное они воспринимают быстрее и чаще. Часто можно услышать от стариков о том, что их дети плохо за ними смотрят или вообще забыли о них. Это проблема, которая была немыслима в традиционной осетинской семье. В Осетии старики всегда были уважаемы и почитаемы. Молодежь относится к старшим так, как те в свою очередь относились к своим старшим, к родителям.

Учеба в школе, в вузе имеет большое значение в воспитании молодежи. Они должны не просто знать свой родной язык, культуру, историю, обычаи и т.д., но и жить в окружении этой социальной сферы. Так как во всем этом заключаются сакральные таинства, которые передавались нам от предков. Молодежь необходимо воспитывать на лучших примерах, на исторических подвигах нашего народа. Некоторые молодые люди не знают историю становления нашей Республики, геноцида осетинского народа со стороны Грузии. Они не знают о деятельности таких великих личностей, как: Р.Гаглоев, А. Джатиев, А. Тибилов, В.Абаев и др.

Необходимо открыть музеи, мемориалы в каждом учебном заведении, на базе которых проводить воспитательную работу. Проблем у молодежи сегодня очень много. Одна из ключевых — безработица.

Удивительно, что в тот момент, когда нужны рабочие руки, энтузиазм для восстановления разрушенного войной хозяйства, многие молодые люди не могут найти работу. Рабочие места занимают приезжие гастарбайтеры.

Необходимо изучить и сбалансировать потребности в рабочих местах с имеющимися в наличии молодыми кадрами. Принцип преемственности должен быть в отношении замены старых кадров пенсионного возраста молодыми специалистами. Процесс этот очень болезненный. Но проблему надо решать, не ущемляя интересов обоих сторон.

У нас есть проблемы с молодыми кадрами, которые были направлены на учебу по лимитам в российские вузы. Некоторые из них, получив дипломы, возвращаются домой, но получить работу по специальности они не могут, им отказывают, объясняя это отсутствием вакансий. А ведь их отправляли учиться для того, чтобы они затем работали здесь. Правда, среди них есть и те, которые не хотят возвращаться домой, т.к. в России они могут найти достойную работу и соответствующую заработную плату. Получается так, что наша энергичная, подготовленная молодежь остается за пределами РЮО.

Если не будут созданы для молодежи условия для работы, для получения достойной заработной платы, приобретения жилья и т.д., то все это приведет к тому, что молодые люди не будут создавать семьи.

Самая главная наша задача — сохранить осетинский народ, и молодежь играет в этом первостепенную роль.

Инал ТИБИЛОВ