Мы должны поднять работу Управления Государственной статистики до уровня мировых стандартов

Статистическое бюро Юго-Осетии было организовано в октябре 1922 г. До этого никакой работы по сбору статистических сведений по Южной Осетии не производилось и соответственно никакого специального органа для этой цели не существовало.

С 1930 года фондообразователь именовался планово-статистическим отделом при ЦИК Юго-Осетии, а с 1931 года отдел реорганизован в Сектор народно-хозяйственного учета в составе планового отдела при ЦИК Юго-Осетии и перестал существовать как самостоятельное учреждение.

В июле 1932 г. сектор был преобразован в Управление народно-хозяйственного учета при Облплане Юго-Осетии на правах самостоятельного учреждения.

В 1941 году по постановлению Центрального статистического управления Госплана СССР о преобразовании статистической системы Управление народно-хозяйственного учета при облплане Юго-Осетии было переименовано в областное-статистическое управление Юго-Осетии.

Со времени образования Республики Южная Осетия данная структура именовалась Управлением статистики РЮО, а с 2007 г. Управлением Государственной статистики РЮО. В 2009 г. Управление госстатистики было передано в состав Министерства экономического развития, в 2012 г. Статуправление вновь стало самостоятельной структурой.

В 2005 году начальником статуправления был назначен Эрик Георгиевич Пухаев. Ему мы адресовали ряд вопросов, касающихся работы подведомственной организации.

– В 2012 году Управление статистики вновь обрело статус самостоятельного органа. Что изменилось в вашей работе с того времени?

– В 2013 году наряду с текущей работой мы плодотворно поработали над совершенствованием законодательства РЮО в сфере статистического учета. После присоединения к Минэкономразвитию мы потеряли существующие с Росстатом связи. Но обретя самостоятельность в 2012 г., мы начали работать над тем, чтобы эти связи восстановить. И это нам удалось, о чем свидетельствует и тот факт, что в апреле этого года сам руководитель Росстата А.Е.Суринов приезжал к нам с рабочим визитом, ознакомился на месте с нашей работой, обстановкой, коллективом. Во время визита был подписан совместный план подготовки нормативно-правовых актов по совершенствованию законодательства РЮО в сфере официального статистического учета и системы государственной статистики. После этого еще три делегации из разных структур Росстата приезжали к нам для оказания помощи. Был разработан совместный план мероприятий по оказанию помощи Управлению госстатистики РЮО до 2017 года. Я сам выезжал в командировку в Москву.

Что касается выполнения плана подготовки нормативно-правовых актов, то на сегодняшний день нами подготовлен уже новый закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики», который был направлен в Правительство, оттуда в Парламент, где был рассмотрен и одобрен в соответствующем Комитете, на заседании Президиума, остается принять его на сессии Парламента. Мы ждем его принятия и опубликования в СМИ.

Наряду с законом в план входят нормативно-правовые акты. Из них на сегодняшний день подготовлены Типовой образец соглашения об информационном взаимодействии Управления госстатистики РЮО с органами государственной власти и иными органами, с районами. Мы должны подписать с ними соглашения, в которых расписано то, какой информацией мы будем обмениваться безвозмездно и в срок.

После принятия закона об официальном статучете и утверждения типового образца соглашения мы должны будем подписать договоренности с налоговыми органами, Министерством финансов и др., то есть со всеми ведомствами, с которыми работаем.

Кроме вышеназванного, подготовлен нормативный акт по разработке национального регистра хозяйствующих субъектов, который должен быть у каждого государства. Фактически он готов, но чтобы его внедрить, нужны классификаторы. По международным нормам все виды экономической деятельности классифицированы и по договоренности с Росстатом Абхазия и Южная Осетия будут пользоваться российскими классификаторами по видам экономической деятельности – ОКВЭД. Что касается других классификаторов (форм собственности, органов государственного управления, административно-территориального обустройства (ОКАТО) и других), то нам предложили самим их подготовить, чтобы в полной мере разработать национальный регистр хозяйствующих субъектов. Три классификатора мы уже направили в Москву на согласование.

В планы подготовки нормативно-правовых актов входит и пункт об утверждении форм для статистической отчетности и формуляров образцов форм государственной статотчетности. До сих пор мы пользовались российскими формами. В настоящее время мы разрабатываем свои формы статотчетности, их около 200. Все отделы над этим работают, после разработки направим их в Росстат на экспертизу. Согласно новому закону о статистике, который, надеюсь, вскоре будет принят, мы сами разрабатываем новые формы статотчетности и сами утверждаем их. Тогда как раньше их утверждало Правительство.

– Что Вы скажете о таком важном мероприятии, как перепись населения?

– В планы подготовки нормативно-правовых актов входит и проведение всеобщей переписи населения РЮО. Она у нас не проводилась с 1989 года. Мы готовимся к проведению этого важного мероприятия, предстоит проделать большую предварительную работу, первым делом необходимо принять нормативные акты. В 2014-2015 гг. мы будем заниматься непосредственно подготовкой к переписи: это и составление картографических карт, и бланков, и обучение переписчиков. Мы должны подготовиться к переписи основательно. А сроки проведения переписи населения определит руководство Республики. Желательно, чтобы она состоялась в 2016 году. Это дорогостоящее мероприятие, и оно должно пройти на высоком уровне. Проблема с кадрами имеется. Для обработки бланков нужны будут люди, хорошо владеющие компьютером и программным обеспечением. Нам нужно подготовить кадры, опять же надеемся на помощь Росстата. В план совместных мероприятий включены пункты подготовки кадров. В настоящее время мы меняем закон о статистике, принятый не так давно, в 2000 г. Он уже не отвечает современным нормам. Мы – признанное государство, и статистика должна соответствовать уровню сегодняшних требований.

На 2013 год была запланирована и разработка системы национальных счетов. Каждое государство должно иметь свою систему по определению макроэкономических показателей. В Южной Осетии никогда не было такой системы и нам будет непросто разработать ее из-за отсутствия подготовленных кадров. Но мы рассчитываем на помощь российских коллег.

В план подготовки нормативно-правовых актов был внесен и закон о прожиточном минимуме. Ныне действующий был принят в 2002 году, он тоже устарел. У нас нет министерства труда и соцразвития, потому его разработку возложили на нас. Мы его подготовили, но сможем внести в правительство только после принятия закона о статистике. Закон о потребительской корзине готовит Министерство экономики. А закон о прожиточном минимуме может быть принят после принятия закона о потребительской корзине. Они взаимосвязаны. После принятия закона о статучете мы сможем начать процедуру принятия подзаконных актов.

– В статистическом справочнике на 2012 год обозначена численность населения РЮО и некоторые другие данные. Как вы получили их, ведь перепись не проводилась?

– В декабре 2012 года по просьбе РФ мы провели подворовой опрос с целью уточнения наличия гражданства России среди населения РЮО и выявления лиц, имеющих только гражданство РФ, только гражданство РЮО и имеющих двойное гражданство. По итогам опроса получили цифру 51 тыс. 572. Мы выявили в результате этого опроса половозрастные данные, количество работоспособного населения и количество пенсионеров и молодежи. Это расчетные, приблизительные показатели. Более объемные и точные данные мы получим после проведения переписи населения.

– Получаете ли вы необходимую информацию, т.е. статистические данные от всех ведомств, организаций и предприятий?

– В этом деле проблема заключается в том, что старые формы отчетности не полностью заполнялись. Допустим, до сих пор по грузовым перевозкам сведений не поступало, хотя этот пункт в форме указан. А ведь грузовые перевозки у нас осуществляются регулярно.

Согласно закону, мы разрабатываем не просто новые формы (бланки), но и методические инструкции по их заполнению. И как только формы будут утверждены, мы подпишем соглашение со всеми ведомствами, представим им формы вместе с инструкциями.

В феврале 2013 г. было принято постановление Правительства «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектов статистической отчетности». В нем расписано, при каких условиях и как должны представлять субъекты официального статучета эти сведения. Я думаю, что эта работа будет совершенствоваться, требования ужесточатся.

– Ваше управление ежегодно печатает статистические справочники. Когда выйдет очередной?

– Сбор статистических данных, их обобщение и анализ – наша повседневная работа. Каждый год мы готовим и издаем справочники – квартальные и годовые, на основе данных, полученных от субъектов статистического учета и ведомств. Годовой справочник обычно более расширенный и объемный. Стастистический сборник за 2013 год выйдет в начале 2014 года. Сборники, которые мы выпускаем, рассмотрели в Росстате во всех отделах и дали свои рекомендации. И согласно им мы будем в дальнейшем готовить справочники. То есть содержание справочников будет меняться.

В 2013 году наше управление поработало плодотворно, продолжим работу в таком же темпе в 2014 году. Работа идет также над нормативным актом об утверждении концепции государственной статистики до 2017 года. В нем будет расписано, какими путями наша организация будет идти к тому, чтобы ее работа стала соответствовать международным стандартам.

У. ДЖИОЕВА