Может ли Южная Осетия прожить одним Транскамом?

В зимний период наша республика периодически остается без транспортного сообщения с Россией. Единственная на сегодняшний день дорога, соединяющая Южную Осетию с внешним миром – Транскавказская автомагистраль, на какое-то время перекрывается из-за схода лавин.

Сегодня, когда Южная Осетия строит свою экономику, транспортное сообщение играет самую важную роль в этом процессе. Через эту дорогу в республику завозится практически все: продукты питания, строительные материалы и т.д. Когда дорога закрыта на несколько дней, в республике возникает дефицит продуктов, бывает невозможно найти даже пучок зелени. Вместе с закрытием Транскама жизнь в городе будто замирает. Хорошо, что предприятие хлебобулочных изделий закупает достаточное количество муки на зиму, а то бы и без хлеба оставались.

После событий августа 2008 года зашел разговор о строительстве аэропорта на северной окраине Цхинвала. Сразу же появились и противники этого плана. Также возникли разногласия с местом его строительства. По замыслу аэропорт должен решить транспортную проблему республики, но пока никаких шагов в этом направлении не видно. Позднее заговорили на высшем уровне и о строительстве железной дороги из России в Южную Осетию. На встрече с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым глава РЖД Владимир Якунин даже сообщил о начале работ по подготовке проекта строительства. Конечно, железнодорожное сообщение в разы бы уменьшило стоимость проезда, транспортные расходы на ввоз или вывоз из страны товаров.

Сегодня невозможно говорить о транспортном сообщении через Грузию. Эта соседняя страна не признала нашу независимость, не признает геноцид осетинского народа. Да и никто не может быть уверенным в том, что, в случае пересечения границы этого сопредельного государства, его не упекут в тюрьму по любой выдуманной причине: «за распространение наркотиков» или из-за неимения грузинского паспорта и т.д. Кроме того, мы помним все провокации, теракты, которые совершали спецслужбы Грузии на территории Южной Осетии, когда границы были открыты.

Необходимо, наконец, решить вопрос со строительством железной дороги или аэропорта. Иначе трудно будет Южной Осетии прожить лишь одним Транскамом и при этом строить разрушенную экономику, развивать сельское хозяйство, обеспечивать всеми необходимыми товарами страну в зимние месяцы.

Игорь ЧОЧИТЫ, студент факультета журналистики