/Мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества

Мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества

Процессы разложения, можно даже сказать — некоторой моральной деградации, которые стали бурно проявляться в нашем обществе за последние годы, указывают на то, что нельзя более игнорировать вопрос о нравственном оздоровлении общества. Разумеется, когда речь шла о самом существовании республики, говорить о морали было несколько неуместно и не ко времени. Однако теперь не замечать эту проблему не представляется возможным. Большие деньги принесли большой разлад в общественный организм республики, порождая социальное расслоение, стимулируя человеческие пороки и губительно сказываясь на всем том, что отличало наших предков в глазах путешественников и исследователей. Морально-этические нормы, некогда способствовавшие сохранению запертых в горах осетинских обществ, стали носить все менее обязывающий характер, встав перед угрозой окончательного забвения. Означает ли это, что Южная Осетия вступает в фазу, столь красноречиво описанную известным философом современности Фукуяма в книге «Великий разрыв», когда в обществе резко усиливаются негативные явления, вызванные дезорганизацией семейных отношений, ростом преступности и падением доверия между людьми, происходит резкое повышение уровня преступлений, растет пьянство и другое.

Самым главным в этих процессах, думается является рост недоверия между людьми, упадок доверия к общественным институтам и друг к другу.

В годы военного лихолетья наше общество большей частью демонстрирует замечательные способности к сплачиванию, сопереживанию и состраданию, взаимовыручке и самопожертвованию. Но состояние мира становится для людских сердец еще более тяжким испытанием, которое выдерживают далеко не все, что и приводит к негативным явлениям в нашей жизни — падению взаимодоверия, агрессии, хамству, готовности идти по «головам» ради достижения своих узкокорыстных целей.

Отдельно стоит сказать о подростковой преступности, которой раньше почти никогда не было в Южной Осетии и которая напрямую указывает на проблемы воспитания в целом, начиная с семьи и школы.

Многие, куда более сильные и мощные государства, нежели Южная Осетия, пали, дойдя до крайней степени разложения, когда жажда наживы и развлечений отодвинула на задний план заботу о семье, детях, деятельность на благо общества и государства. Пример древних цивилизаций показателен. Когда образ греков и римлян, заботящихся о своих семьях, отечестве, уступил место любителям оргий и шкурной наживы, мало заботящихся о благе своего государства, обоим цивилизациям пришел бесславный конец.

Философ Ф.Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. И это действительно так, если мы хотим быть нацией, способной решать стоящие перед ней задачи и реагировать на имеющиеся вызовы, необходимо вернуться к нравственным устоям осетинского народа. Речь идет не только об улучшении воспитания молодежи, но в целом об оздоровлении всего общества, ведь молодежь чаще всего берет пример у старшего поколения. Причем, укрепление норм морали и этики должно происходить как на уровне простых граждан, так и чиновничьей прослойки. Советский печальный опыт, когда партийный истеблишмент жестко следил за соблюдением морального кодекса строителя коммунизма со стороны рядовых партийцев, в то время как более высокопоставленные товарищи позволяли себе типично «буржуйские вольности», показывает, что нормы нравственности для всех должны быть одни, иначе они превращаются в малоэффективный фарс. В цивилизованных странах министры и парламентарии замеченные за рулем в подвыпившем состоянии или в злоупотреблении служебными полномочиями, сами подают в отставку, не дожидаясь «приглашения». Можно привести многочисленные примеры в Германии, Новой Зеландии, Японии и других странах.

Классики коммунизма утверждали, что бытие определяет сознание. Во многом это так, нынешнее состояние умов обусловлено изменившимися условиями бытия. Но складывается ситуация, когда бытие невозможно изменить без трансформации сознания. Если алчность, стяжательство, беспринципность и прочие отрицательные проявления общества не уступят место честности, принципиальности, состраданию и добросовестному исполнению своего долга перед страной и обществом, порядок вещей вокруг не изменится.

Никакие финансовые вливания не смогут возродить республику, если не будет ответственных граждан и чиновников, стремящихся к общему благу, а не только к личному обогащению. Не будет ни экономики, ни правового государства, ибо эти понятия не могут соседствовать с масштабной коррупцией.

Обычно при слове коррупция все начинают пенять на чиновников, но следует задать вопрос, а из какой среды рекрутируются кадры этих самых чиновников, не из народа ли? Не из числа тех многочисленных обывателей, которые оживленно обсуждают вечную тему «бахордтой» («проели»), причем, мотивируясь не неприемлемостью такого порядка вещей, а лишь тем, что сами в силу различных обстоятельств оказались не задействованными в «вожделенном» процессе.

Ведь коррумпированные представители различных ветвей власти, или же те, кто закрывал глаза на многочисленные нарушения, многие из всеми ругаемых подрядчиков — это наши с вами сограждане. И их поведение — это отражение общего морального состояния общества.

Как отметил недавно в своем послании к Федеральному Собранию РФ Владимир Путин, работа каждого на себя имеет свои пределы, имеет и свои границы. «Нельзя достичь благополучия, если за порогом твоего дома разруха, неустроенность и отсутствие безопасности. Нельзя прожить особняком, не помогая слабым, не расширяя ответственность за пределы своей семьи либо профессиональной группы или ассоциации. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране, — уверен российский лидер. — Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Только в этом случае создаётся прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально ориентированного сознания».

Владимир Путин также подчеркнул, что моральное состояние общества создаёт долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России. Это в полной мере относится и к Южной Осетии, нам тоже необходимо преодолевать дефицит духовных связующих элементов.

Невозможно строить жизнеспособное государство с обществом, главной ценностью которого является алчность, стремление любой ценой добиться власти, положения, денег, удовлетворение инстинктов, разврат и пьянство.

В этой ситуации определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Именно культура и образование могут и должны стать основным средством искоренения негативных явлений в нашей жизни, безнравственности и беспринципности. Начинать надо со школы. Сегодня в школах учащихся знакомят с основами традиционной культуры осетин, но пока что главное внимание уделяется обрядовой составляющей. Между тем, обществу Южной Осетии нужно не столько скрупулезное соблюдение ритуалов, порядка произнесения тостов и другое, а возрождение морально-этических норм, скрепляющих общество.

Поэтому необходимо усиливать этический компонент в школьном обучении. Точно так же, как и культурный. Высокая культура общежития в довоенном Цхинвале была во многом обусловлена не только следованием традиционным морально-этическим нормам, но и значительной степенью образованности населения. Искусство было не пустым звуком для жителей республики, для которых театр был любимым местом досуга, а не концерты с дешевой попсой. Для молодежи считалось нормой интересоваться живописью, музыкой, другими видами искусства. Сейчас же на выставках наших художников, а чаще всего на концертах академической музыки, проводимых ежегодно в Цхинвальском музыкальном училище, «знакомые все лица». Встречаемся как давнишние товарищи, новых ценителей и слушателей я не вижу. Строительство музея, театра, художественной галереи и других компонентов культурной инфраструктуры приобретает особое значение в свете преодоления сегодняшних негативных проявлений.

Еще одной проблемой является практически полное отсутствие системной пропаганды здорового образа жизни на государственном уровне, ролики на ТВ не играют существенной роли. Для сравнения, в России в этом направлении все последние годы ведется системная работа, организуемая администрацией президента, что говорит о том значении, которое придается этой тематике. В эту работу вовлечены многие, начиная от СМИ и заканчивая лидерами молодежных поп-культур.

Немаловажное значение имеет возрождение престижа рабочих профессий, труд должен стать популярным. Сегодня много говорится о развитии экономики, использовании современных технологий, но без необходимого количества трудоспособных граждан и не чурающихся настоящей работы все планы могут рухнуть.

Алла ГЕРГАУЛОВА